Смерть Ленина, кроме всех прочих последствий, оставила заметный след в истории российских железных дорог. Вследствие того, что случилось это не в Москве, а в Горках, до наших дней сохранился единственный из некогда многочисленных русских паровозов формулы 2-3-0 - У.127. Именно он 23 января 1924г доставил от платформы Герасимовская на Павелецкий вокзал траурный поезд с телом Владимира Ильича. Ныне же он является центральным экспонатом музея Московской железной дороги.
Паровоз У.127 был построен на Путиловском з-де в 1910г для Ташкентской жд. В годы Гражданской войны был сильно поврежден. Доставлен в Москву, где долгое время стоял заброшенным. В мае 1923г восстановлен рабочими депо во время субботников. Паровоз был покрашен в красный цвет, а на борта тендера нанесены революционные лозунги. Почетным машинистом был избран В.И.Ленин.
И так получилось, что уже через 8 месяцев именно этот паровоз вез тело вождя в Москву. После этого У.127 продолжил свою обычную работу в качестве пассажирского. В 1937г было решено сохранить траурный поезд как памятник. Сначала паровоз и багажный вагон №1691 стояли под открытым небом в одном из тупиков Павелецкого вокзала. Затем, в 1948г, они были помещены в специальный павильон. Современный павильон для траурного поезда Ленина сооружен в 1980г.
Паровозы типа У строились на Путиловском з-де с 1906 по 1912г, построено 62 ед. Пассажирские, изначально предназначались для Рязано-Уральской жд, почему и получили обозначение У ("уральский"). Также в разные годы носили обозначения П и П1.
- Формула 2-3-0;
- Служебный вес - 72.1 т;
- 4 цилиндра, компаунд (цилиндры низкого давления внутри рамы);
- Скорость - 105 км/ч;
Благодаря своему нахождению в отапливаемом помещении, паровоз находится практически в идеальном состоянии.
Багажный вагон №1691, в котором транспортировалось тело Ленина:
В начале 1990-х павильон и музей закрылись и едва не были ликвидированы. Однако в 2011г отреставрированное здание открылось вновь. Экспозиция расширилась, и теперь она посвящена не только самому траурному поезду, но и истории железных дорог вообще и Московской жд в частности.
Много старых документов, фотографий, различных предметов, связанных с историей "железки":
Модель паровоза ИС20 ("Иосиф Сталин") и схема устройства оного:
Значительная часть экспозиции посвящена роли железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне:
Знаки почета для железнодорожников разных лет:
На нижнем этаже здания находится большая коллекция моделей вагонов и локомотивов:
В целом, любителям техники вообще и железных дорог в частности, этот музей категорически рекомендуется к посещению.
Официальное название: "Музей Московской железной дороги".
Адрес: Москва, Кожевническая ул.,2 (сразу слева за зданием Павелецкого вокзала, в глубине небольшого парка).
Открыто со среды по воскресение с 10 до 19 часов.