Найти тему

Тайна пленения генерал-майора Самохина.

Генерал Самохин А.Г.
Генерал Самохин А.Г.

Об этом случае не любят вспоминать ни историки, ни военные, особенно — разведчики.

Мценск, 1942 год. На борту приземлившегося самолета находится, вновь назначенный командующий 48-й армией генерал-майор А.Г. Самохин, следовавший к новому месту службы. Все бы ничего, но в это время Мценск был оккупирован немцами. В годы войны подобное было отнюдь не редкостью — такие случаи имели место и у наших, и у гитлеровцев, и у союзников обеих сторон. И потому можно было бы и не акцентировать внимание на этом случае, если бы не одно «но»: генерал-майор А.Г. Самохин до войны был советским военным атташе в Югославии и под псевдонимом «Софокл» возглавлял «легальную» резидентуру ГРУ в Белграде. Более того, после недолгого — с июля по декабрь 1941 г. — командования 29-м стрелковым корпусом и пребывания в должности заместителя командующего 16-й армией по тылу, в декабре 1941 г. Александр Георгиевич Самохин снова был переведен в ГРУ. Сначала он был помощником начальника, а затем — до 20 апреля 1942 г. — начальником 2-го Управления ГРУ.

Густой туман дезориентировал пилота. И немцы произвели стремительный захват летчиков и пассажира. Увидев, что самолет отклонился от курса, летчик Коновалов пытался уйти, но немецкие зенитчики открыли огонь. И да, самолет приземлился. Это не был аэродром. Просто пологое место за городом. Пока катился по склону, перевернулся вверх колесами.

На таком самолете летел генерал Самохин
На таком самолете летел генерал Самохин

А.Г. Самохин увидел, что по склонам оврагов бегут немцы, все понял и стал уничтожать бумаги, которые при нем были. Но успел сжечь только секретные документы. Личное оружие впопыхах уронил в грязь. Застрелиться не удалось, пистолет засорился. Подоспевшие немцы выбили пистолет. Минуту спустя всех связали. Таким образом, в гитлеровский плен угодил в прошлом высокопоставленный советский военный разведчик. Поставив пленных на ноги, заставили идти своим ходом в Мценск. После допросов, где все усердно врали, но так, чтобы немцы не поняли, летчиков направили в лагерь. Генерала допрашивали отдельно. Немцы, пленившие Самохина, получили письменную благодарность от своего командования за ценные данные от пленного генерала.

Самохин А.Г. в плену.
Самохин А.Г. в плену.

Ну, допустим, самолет случайно сел не там. Было 3-4 минуты, чтобы уничтожить документы. А он не успел. Высокого уровня разведчик…и не успел? Да вы пошутили, ребята. Самолет шел на Елец. Это на юг от Москвы. А Мценск – на юго-восток. Опытному летчику трудно перепутать такие простые направления. Расстояние между городами 150 километров. Странный «залет не туда» вынудил отменить операцию на Курско-Льговском направлении.  Боевая операция сорвалась. Еще одна неясность, да прямо скажем, темное место есть в пленении Самохина. Самолет приземлился в тылу врага в апрельские дни 1942 года, а приказ о пропаже без вести вышел в феврале 1943 года. Никто не знал ничего об этом приземлении? Или исчезновении генерала? Да, был бардак при всех штабах. Но пропал-то генерал ГРУ, а не ефрейтор из обоза. Почти год прошел, прежде чем хватились.

Еще есть непонятки. Пленного гитлеровца, рассказавшего о Самохине, допрашивали в феврале 1943 года. Тогда почему есть приказ о без вести пропавшем генерале от 10 февраля 1943 года? Немец назвал даже тюрьму, где тогда находился генерал. У военной разведки были сложности после пленения Самохина. Какую же информацию слил агент «Софокл»? А он знал многое.

Из-за этого странного залета Самохина Ставка Верховного Главнокомандования вынуждена была отменить а свое решение от 20 апреля 1942 г. о проведении в начале мая того же года силами двух армий и танкового корпуса н операции на Курско-Льговском направлении с целью овладения Курском и перерезания ж.д. Курск-Льгов (История Второй мировой войны. М., 1975. Т. 5. С. 114). И, возможно, это одна из тех роковых предпосылок трагедии наступления под Харьковом, потому как одну из тех двух армий, что должны были наступать на Курск, должен был возглавить Самохин. Кстати говоря, судя по всему, у него на руках находилась Директива СВГК от 20 апреля 1942 г. об упомянутом выше наступлении на Курск (и Курск — Льгов), а вовсе не документы советского военного планирования на всю весенне-летнюю кампанию 1942 г., как об этом обычно пишут.

Необходимо учесть, что на 1942 г. приходятся и массовые провалы агентуры советской военной разведки в Европе, в том числе в Германии, особенно «Красной капеллы»(прежде всего, «Отто» -Леопольд Треппер, «Кент» — Анатолий Гуревич и другие), а также на Балканах. Не следует забывать, что Самохин возглавлял 2-е Управление ГРУ и потому знал чрезвычайно много и о многих.

Через десять дней после Победы, приказ о пропаже без вести отменили. Почему так быстро? Всех военнопленных протащили через тяжелые допросы в СМЕРШе. Генерала обязаны были доставить в Москву хотя бы для идентификации. Но нет. Прошло десять дней, и он на свободе.

Между тем авторы справочника о ГРУ указали, что в мае 1945 г. генерал Самохин был доставлен из Парижа(?) в Москву. Советские войска Францию не освобождали, и на территории этой прекрасной страны их не было. Там была только советская военная миссия. Следовательно, если его освобождали именно советские войска, то, надо полагать, если это произошло в мае 1945 г., сие радостнейшее для узника гитлеровского концлагеря Самохина имело место на территории Германии. Вот тут-то и спрашивается, почему его доставили в Москву именно из Парижа, где была всего лишь советская военная миссия?! Наши генералы, бывало, и впрямь пороли откровенную дурь, но ведь не настолько же они сдурели в эйфории Победы, чтобы после освобождения всей Европы от фашизма вызволенного из гитлеровского плена соотечественника-генерала вывозить в Москву через Париж?! От Берлина до Москвы, как ни крути, путь короче. А вот если и впрямь Самохина вывозили из Парижа, то тогда действительно худо. Ведь гитлеровцы свозили туда всех более или менее значимых военнопленных, особенно из числа разведчиков, для организации разведывательно-дезинформационных игр против советской разведки и советского военного командования.

Правда потом его арестовали, опять отпустили, и снова арест. Даже суд состоялся. Дали ему 25 лет. Но в 53-ем умер Сталин. И Самохина сразу реабилитируют. Создается впечатление, что кто-то из разведки следил за генералом и вытащил его сразу после смерти Вождя народов. Приговор отменили. Самохин стал работать в МГУ, зав кафедрой военподготовки. Но…в июле 1955 года бывший резидент советской разведки, бывший военный атташе, бывший генерал-командарм, бывший военнопленный, бывший сталинский арестант умер. Тайну своей многоплановой жизни он унес собой, как истинный разведчик