Найти в Дзене
Куда сегодня ?

Тупые ритейлеры теряют деньги и клиентов

Оглавление
Как минимум один раз в неделю я, вместе с семьёй, посещаю продуктовый магазин одной из крупных сетей с тем. чтобы, как и многие другие, совершить традиционную покупку еды на неделю вперёд.

Типичная касса самообслуживания. Источник: Яндекс.Картинки
Типичная касса самообслуживания. Источник: Яндекс.Картинки

В последнее время я заметил, что во многих магазинах ритейловых сетей, таких, как #Магнит, #Ашан, #Лента, #МЕТРО, #Пятёрочка, в кассовой зоне вместо "живых" кассиров, стали устанавливать, так называемые "автоматические кассы самообслуживания".

Покупателю предлагается пройти в специальную зону рядом с обычными кассами и использовать отдельно стоящий терминал, где он должен лично просканировать приобретенный товар, оплатить его и, таким образом, избежать длинных очередей к обычным кассам.

Соответственно, если ранее кассовая зона содержала, например, десять касс, где находились, соответственно, кассиры, которые сканировали покупки, пробивали чеки, вводили промокоды на скидки, решали разные проблемы с там или иным товаром, такими как пересорт, неправильное отражение в базе , возврат и т.п., то сейчас от этой зоны отрубили примерно половину площади и поставили туда кассовые автоматы.

Естественно, кассиров в магазинах стало меньше.

Резонный вопрос: для чего это сделано ?

Ответ очевиден: для того, чтобы уменьшить расходы на персонал, сэкономить на внутренних издержках, на фонде заработной платы сотрудников, увеличить прибыль организации.

Шаги эти вполне обоснованы и понятны.

Но, в то же время я, наблюдая за этими изменениями, не вижу, чтобы люди активно шли к таким вот автоматическим кассами и использовали их.

Покупатели кучкуются у тех немногих касс, где работают живые кассиры.

Очередей становятся больше, хвосты их становятся ощутимо длиннее.

Люди проводят больше времени в магазине в ожидании оформления своей покупки.

Растёт напряжение, копится негатив.

Репутационные потери компаний, которые решили избавиться от кассиров и перевести покупателей на кассы самообслуживания, думаю, существенно больше, чем экономия на персонале.

Так почему же люди неохотно идут к автоматам, а предпочитают ждать в очереди к кассиру ?

Скажу лично по своему опыту использования кассы самообслуживания.

Итак. Однажды я посетил торговый центр "МЕТРО" в своём городе.

Накупив, как обычно, товаров на неделю вперёд, а то и на две, я привычно направился к кассовой зоне.

Здесь меня неприятно удивило скопление народа в кассовом зале.

Подойдя ближе, я увидел, что очередь стоит в кассы, за которыми работают кассиры.

К тому же, половина некогда огромной кассовой зоны переоборудована под зону самообслуживания.

Новенькие кассовые терминалы призывно помаргивали своими экранами. И в этой зоне, что меня сильно удивило, не было никого.

Я решил, чтобы не стоять в очереди, подойти к терминалу и воспользоваться им.

Первое неудобство - это отсутствие транспортировочной ленты, на которую выкладывается товар.

Я должен был каждую единицу товара положить на небольшую весовую платформу, после того, как отсканировал её.

Мало того, что платформа эта не вмещала в себя всё купленное мной, так ещё не все товары корректно сканировались.

Особенно это касалось тех товаров, на которые были дополнительно уже наклеены штрих-коды с той или иной скидкой. В таком случае, касса пищала и просила пригласить оператора.

Специально закрепленного человека, обслуживающего зону самообслуживания на месте не оказалось. Мне пришлось оставить товар на этой кассе и буквально бежать к стойке информации за помощью.

Сотрудницу, не сразу, но нашли, позвали и она подошла к аппарату.

Специальным чипом она разблокировала кассу, отменила неправильно отраженные покупки, вбила какие-то ей известные коды на скидку, которые, наконец, отразились корректно.

Стоило ей уйти, как на каком-то очередном товаре, продающимся со скидкой, касса истошно завопила и опять попросила пригласить оператора.

Дальше я опять побежал искать сотрудника в огромном магазине.

Ещё замечу: если вдруг по какой-то причине с небольшой платформы, куда надо класть товар после его сканирования что-то вдруг упадёт - то пиши пропало.

Касса уловит изменение общего веса товара на умной платформе, встанет в ступор и снова будет сигнализировать о том, что необходимо пригласить сотрудника.

У меня так было несколько раз. Приходилось звать на помощь человека, отменять одну, либо несколько покупок, а затем сканировать всё вновь, аккуратно размещая товар на небольшой площади платформы.

В итоге, просканировав всё, несколько раз прибегая к помощи сотрудника, я, наконец, перешёл, наконец-то к оплате.

Оплатить, как выяснилось, было не так-то просто.

Для получения итоговой суммы мне необходимо было применить ещё несколько промокодов на скидку, которые у меня имелись в наличии.

Специального поля для ввода промокода в терминале я не нашёл.

Пытался отсканировать соответствующий штрих-код, на касса просто пикала и никакой код не применялся.

В очередной раз сходил за сотрудницей.

Было очевидно, что я её заколебал. А что делать?

Она, опять же, через своё административное меню, как-то вошла в системный раздел и провела мои промокоды.

Сумма, с учётом скидок и введенных с помощью сотрудницы кодов, в конце концов, появилась на экрана автомата.

Касса самообслуживания. Источник: Яндекс.Картинки
Касса самообслуживания. Источник: Яндекс.Картинки

Какой из всего этого следует вывод?

Вывод этот я вынес в заголовок статьи.

Далее-мои мысли в сухом остатке:

  • Мне кажется, что за то время когда я "самообслуживался" на этой новомодной кассе, кассир бы, со своими навыками и опытом, обслужил бы, по крайней мере, пятерых.
  • Никогда я так не мучился при покупке товара в магазине.
  • Мне было реально очень не удобно бегать туда-сюда, оставляя товар в разложенном виде и испытывая стресс. Благо, было на кого оставить корзинку, я был не один. А если бы один ?
  • Считаю, что можно использовать автоматическую кассу, когда у тебя несколько позиций товара, а не полная тележка. Это реально бы помогло покупателям с не очень большим перечнем покупок, не ждать никого в очереди.
  • Выполнять работу кассира, которая, между прочим, входит в стоимость приобретенного товара, я считаю, неприемлемым.
  • Я бы согласился пользоваться кассами самообслуживания лишь в том случае, когда магазин сделал бы мне перманентную скидку за её использование не менее 10% от итоговой суммы чека. Это хотя бы стимулировало меня к экономии, ибо суммы я трачу не маленькие.
  • Резон мой таков: если я делаю работу кассира, тогда почему магазин мне за эту работу не платит? А, раз платить натурально он мне не может, надо делать скидку от чека.

Я считаю, что ритейлерам есть над чем задуматься, чтобы использование автоматических касс было более правильным.

Скажите, какая скидка от суммы чека побудила бы вас пользоваться терминалами самообслуживания ?

Поделитесь своим мнением, оно очень важно!

-3
Подпишитесь на мой канал, чтобы интересная информация чаще появлялась в вашей ленте!

Читайте также: