Как минимум один раз в неделю я, вместе с семьёй, посещаю продуктовый магазин одной из крупных сетей с тем. чтобы, как и многие другие, совершить традиционную покупку еды на неделю вперёд.
В последнее время я заметил, что во многих магазинах ритейловых сетей, таких, как #Магнит, #Ашан, #Лента, #МЕТРО, #Пятёрочка, в кассовой зоне вместо "живых" кассиров, стали устанавливать, так называемые "автоматические кассы самообслуживания".
Покупателю предлагается пройти в специальную зону рядом с обычными кассами и использовать отдельно стоящий терминал, где он должен лично просканировать приобретенный товар, оплатить его и, таким образом, избежать длинных очередей к обычным кассам.
Соответственно, если ранее кассовая зона содержала, например, десять касс, где находились, соответственно, кассиры, которые сканировали покупки, пробивали чеки, вводили промокоды на скидки, решали разные проблемы с там или иным товаром, такими как пересорт, неправильное отражение в базе , возврат и т.п., то сейчас от этой зоны отрубили примерно половину площади и поставили туда кассовые автоматы.
Естественно, кассиров в магазинах стало меньше.
Резонный вопрос: для чего это сделано ?
Ответ очевиден: для того, чтобы уменьшить расходы на персонал, сэкономить на внутренних издержках, на фонде заработной платы сотрудников, увеличить прибыль организации.
Шаги эти вполне обоснованы и понятны.
Но, в то же время я, наблюдая за этими изменениями, не вижу, чтобы люди активно шли к таким вот автоматическим кассами и использовали их.
Покупатели кучкуются у тех немногих касс, где работают живые кассиры.
Очередей становятся больше, хвосты их становятся ощутимо длиннее.
Люди проводят больше времени в магазине в ожидании оформления своей покупки.
Растёт напряжение, копится негатив.
Репутационные потери компаний, которые решили избавиться от кассиров и перевести покупателей на кассы самообслуживания, думаю, существенно больше, чем экономия на персонале.
Так почему же люди неохотно идут к автоматам, а предпочитают ждать в очереди к кассиру ?
Скажу лично по своему опыту использования кассы самообслуживания.
Итак. Однажды я посетил торговый центр "МЕТРО" в своём городе.
Накупив, как обычно, товаров на неделю вперёд, а то и на две, я привычно направился к кассовой зоне.
Здесь меня неприятно удивило скопление народа в кассовом зале.
Подойдя ближе, я увидел, что очередь стоит в кассы, за которыми работают кассиры.
К тому же, половина некогда огромной кассовой зоны переоборудована под зону самообслуживания.
Новенькие кассовые терминалы призывно помаргивали своими экранами. И в этой зоне, что меня сильно удивило, не было никого.
Я решил, чтобы не стоять в очереди, подойти к терминалу и воспользоваться им.
Первое неудобство - это отсутствие транспортировочной ленты, на которую выкладывается товар.
Я должен был каждую единицу товара положить на небольшую весовую платформу, после того, как отсканировал её.
Мало того, что платформа эта не вмещала в себя всё купленное мной, так ещё не все товары корректно сканировались.
Особенно это касалось тех товаров, на которые были дополнительно уже наклеены штрих-коды с той или иной скидкой. В таком случае, касса пищала и просила пригласить оператора.
Специально закрепленного человека, обслуживающего зону самообслуживания на месте не оказалось. Мне пришлось оставить товар на этой кассе и буквально бежать к стойке информации за помощью.
Сотрудницу, не сразу, но нашли, позвали и она подошла к аппарату.
Специальным чипом она разблокировала кассу, отменила неправильно отраженные покупки, вбила какие-то ей известные коды на скидку, которые, наконец, отразились корректно.
Стоило ей уйти, как на каком-то очередном товаре, продающимся со скидкой, касса истошно завопила и опять попросила пригласить оператора.
Дальше я опять побежал искать сотрудника в огромном магазине.
Ещё замечу: если вдруг по какой-то причине с небольшой платформы, куда надо класть товар после его сканирования что-то вдруг упадёт - то пиши пропало.
Касса уловит изменение общего веса товара на умной платформе, встанет в ступор и снова будет сигнализировать о том, что необходимо пригласить сотрудника.
У меня так было несколько раз. Приходилось звать на помощь человека, отменять одну, либо несколько покупок, а затем сканировать всё вновь, аккуратно размещая товар на небольшой площади платформы.
В итоге, просканировав всё, несколько раз прибегая к помощи сотрудника, я, наконец, перешёл, наконец-то к оплате.
Оплатить, как выяснилось, было не так-то просто.
Для получения итоговой суммы мне необходимо было применить ещё несколько промокодов на скидку, которые у меня имелись в наличии.
Специального поля для ввода промокода в терминале я не нашёл.
Пытался отсканировать соответствующий штрих-код, на касса просто пикала и никакой код не применялся.
В очередной раз сходил за сотрудницей.
Было очевидно, что я её заколебал. А что делать?
Она, опять же, через своё административное меню, как-то вошла в системный раздел и провела мои промокоды.
Сумма, с учётом скидок и введенных с помощью сотрудницы кодов, в конце концов, появилась на экрана автомата.
Какой из всего этого следует вывод?
Вывод этот я вынес в заголовок статьи.
Далее-мои мысли в сухом остатке:
- Мне кажется, что за то время когда я "самообслуживался" на этой новомодной кассе, кассир бы, со своими навыками и опытом, обслужил бы, по крайней мере, пятерых.
- Никогда я так не мучился при покупке товара в магазине.
- Мне было реально очень не удобно бегать туда-сюда, оставляя товар в разложенном виде и испытывая стресс. Благо, было на кого оставить корзинку, я был не один. А если бы один ?
- Считаю, что можно использовать автоматическую кассу, когда у тебя несколько позиций товара, а не полная тележка. Это реально бы помогло покупателям с не очень большим перечнем покупок, не ждать никого в очереди.
- Выполнять работу кассира, которая, между прочим, входит в стоимость приобретенного товара, я считаю, неприемлемым.
- Я бы согласился пользоваться кассами самообслуживания лишь в том случае, когда магазин сделал бы мне перманентную скидку за её использование не менее 10% от итоговой суммы чека. Это хотя бы стимулировало меня к экономии, ибо суммы я трачу не маленькие.
- Резон мой таков: если я делаю работу кассира, тогда почему магазин мне за эту работу не платит? А, раз платить натурально он мне не может, надо делать скидку от чека.
Я считаю, что ритейлерам есть над чем задуматься, чтобы использование автоматических касс было более правильным.
Скажите, какая скидка от суммы чека побудила бы вас пользоваться терминалами самообслуживания ?
Поделитесь своим мнением, оно очень важно!
Подпишитесь на мой канал, чтобы интересная информация чаще появлялась в вашей ленте!