Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что сегодня правительство республики прорабатывает вопрос по интеграции страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Попробуем разобраться, какие же «бонусы» стоит ожидать Ташкенту от сотрудничества с этой региональной организацией, которую многие западные страны считают своим основным конкурентом в центрально-азиатском регионе, и всячески пытаются «измазать грязью», с целью дискредитировать ее в глазах своих азиатских партнеров.
Сразу же отметим, что Таджикистан, к сожалению, уже отсрочил свое присоединение к ЕЭАС до 2030 года. Душанбе решил взвесить все плюсы и минусы, что, по мнению многих экспертов, лишь отбросит республику на десять лет назад, и никак не прибавит ей конкурентных преимуществ, которые понадобятся в будущем.
И так, решение Ташкента о возможном вступлении в ЕАЭС точно не является мгновенным, так как вопросы о работе со своими основными торговыми партнерами Россией и Казахстаном (оба члены союза) ставились уже давно (на долю этих двух стран приходится 30% торгового оборота Узбекистана). Об этом говорит и тот факт, что еще в октябре 2018 года Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев провели встречу «без галстуков» с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, где, скорее всего уже поднимался вопрос о взаимовыгодном сотрудничестве в пределах ЕАЭС.
Что мы имеем, ЕАЭС сегодня, бесспорно одна из основных политических и экономических сил в Центральной Азии с огромным потенциалом, тем более, что благодаря многочисленным соглашениям о зонах свободной торговли, организация имеет широкие преимущества в вопросе интеграции в глобальную экономику. В данной ситуации, Ташкент просто не имеет права оставаться в стороне. Ведь, членство в ЕАЭС как минимум дает Ташкенту возможность быть «в теме» процессов происходящих в зоне интересов союза, но самое ценное – возможность влиять на них, так как Узбекистан (вторая экономика в регионе) не та страна, которую можно будет игнорировать в ходе принятия решений (в ВТО такого не будет, страну навряд ли подпустят к решению каких-либо важных экономических или политических проблем, без обид, но такова реальность).
При положительном решении Ташкента в плюсе останутся все, во-первых, для Москвы это даст возможность сместить свой вектор внешней торговли от Украины (занимает первое место в товарообороте РФ, но на сегодня является не самым перспективным партнером) в Центральную Азию. В свою очередь, страны центрально-азиатского региона смогут использовать Россию в качестве перспективного источника энергоресурсов, нового рынка сбыта своих товаров, а также кадрового резерва.
Поэтому, сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что Узбекистан и ЕАЭС не смогут долго отрицать того, что им просто необходимо быть вместе, и вопрос присоединения Ташкента к союзу лишь вопрос времени.