Приветствую любопытствующих! Знаете ли вы, сколько оправдательных приговоров выносят суды в современной России?! А сколько их было при Сталине, в период Советского Союза? А есть ли оправдательные приговоры в других странах?
Начнем со "страшных" сталинских времен и " брежневского застоя". В Советском Союзе уголовные дела слушались с участием народных заседателей из числа граждан: один судья и два народных заседателя. Из исторической литературы. основанной на статистических данных, без учета сталинских "троек" проценты оправдательных приговоров следующие:
1935 г. –10,2 %, 1936 г. –10,9 %, 1937 г. – 10,3 %, 1938 г. – 13,4 %, 1939 г. –11,1 %, 1941 г. – 11,6 %, 1942 г. – 9,4 %, 1943 г. – 9,5 %, 1944 г. – 9,7 %, 1945 г. – 8,9 %.
Как видим, граждан-уголовников оправдывали в весьма высоком проценте дел.
Для сравнения сейчас в европейский странах и США показатели следующие: Германия – 3,6 %,Австрия – 24 %, Испания – 16 %, Нидерланды – 10 %,Великобритания – 20 %,Япония – менее 1 %,Китай – 0,7 %,Тайвань – 12 %,США – 20 %.
А как обстоят дела в наших судах?!
В 2018 году суды России рассмотрели уголовные дела в отношении почти 900 000 человек. Из них 75 % были осуждены. Количество оправдательных приговоров около 0,3 %.
Не далеко ушла и статистика прошлых лет, так в 2014 г. – 0,54 %, в 2015 г. – 0,43 %, в 2016 г. – 0,36 %, в 2017 г. – 0,2 % оправдательных приговоров.
Конечно можно сослаться на тот факт, что из всех уголовных дел в России около 70 % слушается в особом порядке(подсудимый на следствии признал вину, попросил особый порядок без исследования доказательств), а при особом порядке оправдательный приговор исключен.
Однако думается мне, что причина в ином: огромное количество дел слушается формально, без должного исследования доказательств. Часть уголовных дел прекращается по не реабилитирующим основаниям: истечение срока привлечения к уголовной ответственности, примирение сторон и т.д.
У меня был такой случай. Привлекли муниципального работника к уголовной ответственности по статье УК РФ "превышение должностных полномочий".
Я на предварительном следствии не участвовала, которое доблестно провел следователь СК РФ. А вот уже на судебное слушание клиент заключил со мной соглашение.
Пошла я читать дело. Дочитала все семь томов и поняла: следователь в школе не учился, читать не умеет, считать не умеет. Такой ужас редко встретишь. Он, по-моему, так и не понял, что хотел сказать. А дело связано с распределением бюджетных средств, с расчетов лимитов бюджета, начислением выплат и расчетом налогов.
Сидим, ждем, когда судья первое заседание назначит, уже полтора месяца дело в суде, а суд молчит. Судья достался нам редкая умница, в самом прямом смысле: хорошо процесс ведет, все читает, всех внимательно слушает, идеально владеет правовым языком и мотивацией.
Как потом я поняла, судья тоже, как и я сразу прочел дело, и, видимо, в обмороке полтора месяца был, ему не понятно было как из данного г... мастерить конфету шоколадную.
Слушание началось и уже через два месяца прокурор заерзал, понял, что скоро случится кошмар для следствия и прокуратуры, когда суд должен будет оправдывать моего подзащитного.
Отдельно обращаю внимание: адвокат понял все сразу, судья понял все сразу, а государственному обвинителю , как жирафу, понадобилось два месяца!
И началось! Ко мне приехало следственное начальство рассказать, что будет с моим клиентом, если он вину не признает (ну там, пытки, дыба в виде возврата на доследование с добавлением страшных статей). Потом начались всякие процессуальные козни прокурора. Потом начались просьбы и стояние на коленях: пожалейте, работы лишимся, выговоры получим.
Объяснила я своему клиенту возможные процессуальные риски и непредсказуемость судебной уголовной системы, с одной стороны, и уровень процентный оправдательных приговоров , с другой стороны, и предложила думать: идем ли мы в бой или гарантированно устраиваем себе уже завтра спокойную жизнь через примирение сторон: стороной потерпевшей у нас была Администрация района.
Подумал он и решил: хай оно все горит, человек я не молодой, не буду бороться. Вот так и случился у нас с ним очередной неоправдательный приговор, который в виде постановления суда о примирении и заменил оправдательный, положенный нам по закону, приговор.
Спорить с клиентом я не стала, его дело, ему и выбирать!