73,2K подписчиков

Мой первый бизнес: как я начала выращивать и продавать саженцы земляники

3K прочитали
 Лет 5 назад у нас в Кемерово было просто нереально найти саженцы земляники (виктории, клубники). Приходилось выстаивать очереди в ботаническом саду и забирать то, что осталось, если осталось.

Лет 5 назад у нас в Кемерово было просто нереально найти саженцы земляники (виктории, клубники). Приходилось выстаивать очереди в ботаническом саду и забирать то, что осталось, если осталось. Покупать на рынке не хотелось. Надоело уже выращивать что попало - мелкое и неурожайное.

Однажды, после того, как мне не досталось усиков, пыталась даже узнать заранее: когда будут саженцы и записаться. И вот такую проблему я думала решить в своём городе, начав бизнес по продаже саженцев земляники. Спрос есть - предложения мало, надо действовать.

 Лет 5 назад у нас в Кемерово было просто нереально найти саженцы земляники (виктории, клубники). Приходилось выстаивать очереди в ботаническом саду и забирать то, что осталось, если осталось.-2

Как я создала ассортимент

Стала искать саженцы в интернете. Но сортовые оказались настолько дорогими (200-300 р. за корешок плюс пересылка), что я решила начать с семян. Они точно дойдут почтой, а из-за сравнительно доступной цены (100 р. за 15-20 шт.) можно набрать побольше сортов и не по одному кустику.

Нашла, на мой взгляд, надёжного заводчика земляники крупноплодной и заказала понравившиеся сорта, включая модные на тот момент (Елизавету, Купчиху, Сирию, Азию и пр.). В общей сложности с подарком и каким-то антикризисным пакетом, который предлагал продавец, получилось 16 сортов!

Семена искала в интернете обычным способом, ещё видео продавцов смотрела
Семена искала в интернете обычным способом, ещё видео продавцов смотрела

Был страх, что из семян вырастут кусты, не повторяющие сортовые качества. Мне так и жужжали всякие недоброжелатели, что будет какое-то там расщепление, что только мелкую землянику можно вырастить из семян. Всё это бред! И я посвятила этой теме отдельную статью (ссылка под той статьёй), а также опубликую мастер-класс по выращиванию земляники садовой крупноплодной из семян.

На первом этапе у меня всё прошло без сучка и задоринки. Семена мне выслали хорошие, они все взошли. И так уже в первый год принятия решения о запуске бизнеса на землянике у меня было 16 сортов!

Вот они - те самые всходы, основа моего маленького бизнеса
Вот они - те самые всходы, основа моего маленького бизнеса

Как я нашла клиентов

На рынке стоять - это не моё, поэтому сразу решила, что буду искать заказчиков в интернете и работать по предварительным заявкам. Есть покупатели - буду растить. Так я подстраховала себя от всякой стихийности.

Земляника из семян даёт урожай и усы на второй год после всходов. И вот этот год: от появления моих первых и горячо любимых малюток до первых ягод, я посвятила раскрутке себя и моих сортов.

Ремонтантные сорта при посеве в январе могут зацвести и дать ягоды уже текущим летом. Но в первый год заводчица, продавшая мне семена, настоятельно рекомендовали у любой земляники в первый год удалять все, что отрастает и отбирает силы: усы, цветы, ягоды . Кусты должны окрепнуть и хорошо пережить зиму.
Пока земляники росли, я о них писала
Пока земляники росли, я о них писала

Создала группу ВК. В ней теперь работает ещё и интернет-магазин и появились редкие помидоры. О них тоже в следующих статьях.

Вот моя группа
Вот моя группа

Так вот! Я в этой группе стала просто регулярно писать и выкладывать фотографии своих земляник: как они всходят, как растут. Устраивала свою личную сертификацию: сравнивала соответствуют ли мои земляники по форме куста и листьев сортовым характеристикам, описанным в Госреестре растений и других официальных источниках.

Уже по листьям, без ягод, я пыталась убедиться, что ращу тот самый сорт
Уже по листьям, без ягод, я пыталась убедиться, что ращу тот самый сорт

Кустики демонстрировали свои сортовые признаки, но до появления ягод я не была уверена - те ли это сорта, что я жду. И этим я тоже честно делилась со своими читателями.

Просмотров было мало, лайков ещё меньше, но я не сдавалась. Да и торопиться мне было некуда. К тому же, через небольшой период ведения группы поисковики по запросу "саженцы земляники в Кемерово" выдавали мою страницу первой строчкой! Спасибо за это ВК!!! О чем еще надо было мечтать? Когда подойдёт время, все кемеровчане, кто будут искать в интернете саженцы, первым делом увидят меня.

Мои первые продажи

Мои первые читатели и стали моими первыми покупателями. Ведь они меня читали уже больше года, вместе со мной переживали и ждали первых ягод. Что интересно: заказывали не самые модные и урожайные сорта, а те, что были нам всем симпатичны с момента их "рождения".

Вот Машенька дала первой усик, а вот она листочком будто ладошкой машет. И все полюбили эту Машеньку вместе со мной и покупали её, а потом уже Азию и Купчиху.

Вот она  - новорождённая Машенька: раскинула листочки-ручки и машет :)
Вот она - новорождённая Машенька: раскинула листочки-ручки и машет :)

Это уже была не просто ягода земляника, а домашние питомцы, герои моих рассказов. Моим подписчикам хотелось их взять и посадить у себя уже только за это :)

Есть ли толк мне с этого бизнеса? Много ли можно заработать и при каких условиях, я напишу в следующих статьях.

Что вырастает из семян гибридов и сортов земляники садовой крупноплодной (мой опыт)

Сколько можно заработать на саженцах садовой земляники, итог двух сезонов

Как вырастить садовую землянику из семян (пошагово)

Ставьте лайки; пишите в комментариях: что ещё вы хотите узнать и о каких культурах; подписывайтесь на канал. Любая ваша активность поможет ему развиваться. Спасибо!