Развитие конструкций и тактики миноносных кораблей происходило даже энергичнее аналогичных процессов в линейном флоте. Самым эффективным способом применения эсминцев на практике стали атаки группой. Для координации и управления выходом на цель флотилий эсминцев необходимо было наличие корабля,не уступающего по скорости эсминцам и имеющего возможности для размещения штаба и средств управления. В передовом флоте владычицы морей на рубеже веков эту роль выполняли крейсера-скауты. Но по мере укрупнения эсминцев и увеличения их скорости встал вопрос о разработке специализированных кораблей для этих целей.
Родоначальником этого подкласса эсминцев,получившего название лидеры , стал английский "Свифт"-первоначально-большой эсминец.. В Первую мировую войну английский флот уже активно использовал новые корабли.
Однако в недолгом существовании подкласса лидеров была одна особенность- размеры и скорость эсминцев увеличивались так быстро,что вчерашний лидер на фоне сегодняшних эсминцев был уже совсем не лидер... а иногда и разжаловался в патрульные корабли. Поэтому отнесение к этому подклассу достаточно условно. Мы же будем пользоваться устоявшейся классификацией.
Построенные по военной программе 1915 года эсминцы типа R превосходили все уже построенные британские лидеры,да и германский флот,согласно данным разведки планировал обзавестись эсминцами со 127 мм артиллерией. В итоге на базе лидера "Лайтфут"в начале 1916 были созданы проекты,которые воплотились в серии типа "Скотт" и "Шекспир".Разработкой первого занималось Адмиралтейство,второго-фирма "Торникрофт".Основными прогрессивными нововведениями стали новая силовая установка и переход на новое вооружение ,корпус практически не изменялся.
Ввиду неготовности нового 127 мм орудия утвердили на замену 120 мм пушки.Скорость предусматривалась в 36 узлов,дальность плавания в 5000 миль на 15 узлах.
Первыми были заказаны лидеры Shakespeare и Spenser.Контрактная стоимость "Шекспира" составила 262 006 ф.ст.без вооружения и оборудования. Они были заложены в 1916 году, а в 1917 году были спущены на воду. Повторный заказ фирма Thornycroft получила в апреле 1917 года, новый лидер получил наименование Wallace. В марте 1918 года заказали еще четыре корабля — Keppel, Broke (первоначально именовался Rooke), Saunders и Spragge. Однако после заключения перемирия заказ на Saunders и Spragge аннулировали, а работы по строительству Keppel и Brooke приостановили.
Имея на борту только часть запасов Shakespeare развил скорость до 41,5 — 42,5 уз. На ходовых испытаниях диаметр циркуляции составил около пяти длин корпуса (чуть более 500 метров), за время около 3 минут, с креном на борт около 7. Кстати построенный на другой верфи близкий по конструкции "Скотт" на той же мерной миле показал всего 36,67 узла максимум.
Wallace достроили и в феврале 1919 года он прошел ходовые испытания. На самом быстром пробеге лидер развил скорость 38,25 уз.
Лидеры Keppel и Broke были достроены в 1924 уже на казенных верфях-для обеспечения их загрузки в послевоенное время. Тогда же они прошли ходовые испытания, при этом оговоренной в контракте скорости хода в 36 уз. достичь не удалось.
От близнецов типа "Скотт" торникрофтовские лидеры отличались кроме обводов корпуса широкими ,с плоскими стенками дымовыми трубами(у адмиралтейских они были круглые).
Лидеры флотилий выделялись черной 4-футовой полосой на срезе первой дымовой трубы ("черной головой").
Всего были заказаны семь кораблей. Однако построено было только пять лидеров эскадренных миноносцев типа Shakespeare. Все построены на верфях Thornycroft .Заказы на Saunders и Spragge были аннулированы после перемирия.
« Шекспир » HMS Shakespeare — заложен 2.10.1916, спущен на воду 7.7.1917, сдан флоту 10.10.1917. Сильно поврежден при подрыве на мине в июне 1918, Исключен из списков и продан на слом 2 сентября 1936.
- «Спенсер» HMS Spenser — заложен 9.10.1916, спущен на воду 22.9.1917, сдан флоту 12.12.1917. Участвовал в Первой мировой войне, сдан на слом 29 сентября 1936.
- «Уоллес» HMS Wallace — заложен 15.08.1917, спущен на воду 26.10.1918, сдан флоту 14.02.1919. Во время Второй мировой войны участвовал во высадке на Сицилию. Продан на слом 20 марта 1945.
- «Кеппел» HMS Keppel — спущен на воду 23.04.1920, строительство завершено в 1925 году. Принимал участие в проводке многих конвоев во время Второй мировой войны, включая конвой PQ-17. Участвовал в операции «Пьедестал». Продан на слом 25 июля 1945.
- «Броук» HMS Broke — спущен на воду 16.09.1920 под именем «Рук» «Rooke», но в 1921 году переименован. Постройка закончена в январе 1925. Сильно поврежден огнём береговых батарей 8 ноября 1942 во время высадки в Алжире (операция «Факел») и затонул во время буксировки в тот же день.
Saunders и Spragge заказаны,но не построены.
Водоизмещение1480 дл. т стандартное, 1544 дл. т нормальное,
2009 дл. т полное. Длина 100,28 м (наибольшая). Ширина 9,6 м. Осадка 3,78 м .
Двигатели -2 ПТ Brown-Curtis ,4 ПК Thornycroft,40 000 л. с. ,Движитель-2 винта .Скорость хода 36 узлов .Дальность плавания 5000 миль на 15 узлах.
Экипаж 183 человека.
Вооружение-5 × 1 — 120-мм/45 орудий Mk. I, Зенитная артиллерия- 1 × 76-мм .Минно-торпедное вооружение-2 × 3 533-мм ТА
Единственную предвоенную модернизацию прошел HMS Walles. После нее его вооружение состояло из 2х2 102-мм зенитных установок (располагались в кормовой и носовой части на местах 120-мм орудий № 2 и№ 3). Значительно усилили ПВО среднего и ближнего радиуса- 3х1 40-мм автоматы «pom-pom» (типа MK.VII и Mk.VIII), 4х1 20-мм автоматы Oerlikon (типа Mk.IIIA и Mk.IIA). Так же обновили систему управления огнем (тип Mk.V) и оснастили 45 глубинными бомбами. После переоборудования Wallace стали относить к эскортным миноносцам.
HMS Broke модернизировали во время восстановительного ремонта в 1941—1942 годах. После модернизации вооружение состояло из 2х1 120-мм орудий, 1х 76-мм зенитного орудия, 2х1 40-мм автоматы «pom-pom», 2х1 20-мм автоматы Oerlikon, 2х1 12,7-мм пулеметы Hotchkiss. Так же корабль оборудовали бомбометом Hedgehog, с боезапасом на 192 выстрела.
Проведенные модернизации увеличивали противолодочные и зенитные возможности кораблей в условиях битвы за Атлантику.
Бортовые номера лидеров типа "Шекспир"-
Корпус имел полукруглую корму с почти плоским образованием кормового подзора. Главная энергетическая установка включала в себя четыре паровых котла Yarrow-Thornycroft, два паротурбинных агрегата фирмы Brown-Curtis, с зубчатой передачей, две линии вала, два винта и две дымовые трубы. На лидере Wallace установили котлы смешанного отопления. Замену топок с нефтяных на угольные и наоборот можно было произвести за 30 минут. Суммарная мощность энергетической установки была не менее 40000 л.с. на лидерах Keppel и Broke. На Shakespeare, Spenser и Wallace суммарная мощность составила более 43000 л.с. Максимальная проектная скорость 36 узлов.
Артиллерийское вооружение состояло из пяти 120-мм орудий Mk.I на станке P.X. VI с углом возвышения 30°. Скорострельность 7-8 выстрелов в минуту,начальная скорость полета снаряда 814 м/с при массе снаряда 22,5 кг,дальность стрельбы до 14450 метров. Боезапас по 120 снарядов на орудие. Четыре орудия располагались линейно-возвышенно в оконечностях корпуса, а одно орудие на платформе между дымовыми трубами.
Зенитное вооружение-одно 76-мм орудие (100 выстрелов). В качестве вооружения для ближнего радиуса действия использовали пулемет системы Maxim, калибр 7,62 с боекомплектом 5000 патронов .
Во время войны зенитное вооружение было усилено-использовались 102-мм спаренные зенитные установки, 40-мм автоматы «pom-pom», 20-мм автоматы Oerlikon и даже 12,7-мм пулеметы Hotchkiss.
Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата(боезапас шесть торпед Mk.II). Во время войны корабли несли значительный запас глубинных бомб.
В соответствии с первоначальным проектом экипаж нового корабля насчитывал 142 человека, позднее он увеличился до 162 человек. Из-за увеличения численности экипажа пришлось отказаться от лазарета. Во время войны численность экипажа увеличивалась до 187 человек.
В мае 1919 "Шекспир" в составе британской эскадры на Балтике поддерживал огнем наступление Юденича на Петроград и даже вступил в перестрелку с советским эсминцем "Гавриил" с "воооот таким большим красным флагом"(из английского рапорта)."Уоллес" в конце мая столкнулся с эсминцем "Азард" и линкором "Петропавловск"."Спенсер" же в августе прикрывал налет английских торпедных катеров на базу Балтфлота.
Попытка повторной отправки 1-й флотилии эсминцев с "Уоллесом" во главе на Балтику обернулась дезертирством трети экипажа флотилии.Бунтовщиков переловили,а на Балтику удалось отправить только половину кораблей.В октябре 1919 началось контрнаступление Красной армии и все три лидера поддерживали огнем бегущие войска Юденича .В январе 1920 балтийская операция британского флота завершилась.
"Кеппел" в 1927 принимал участие в защите британских интересов на Китайской станции.
Три лидера приняли участие во Второй мировой войне,а "Броук" погиб 8 ноября 1942 от огня французских береговых батарей во время операции "Торч".
"Шекспиры" и их близнецы " Скотты" стали лучшими британскими и одними из лучших в мире лидерами периода Первой мировой войны. Скорость,вооружение,надежность и мореходность-их бесспорные достоинства. Однако дальнейшее развитие в британском флоте они не получили,новые английские лидеры строились уже по новым проектам.
Но свое признание зато они получили за границей. Три корабля адмиралтейского проекта заказала Аргентина( типа «Мендоса» ),13 эсминцев,построенных на испанских верфях пополнили испанский флот,а два-аргентинский.Итальянцы же на основе английского проекта построили два эсминца типа «Реджеле Фердинанд» для Румынии.
Причем интересно,что Адмиралтейство так и не разгадало секрет более высокой скорости торникрофтовских лидеров в сравнении с однотипными,но достроенными на других верфях.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам