Привет, друзья!
Хорошо о прошлом рассказывают свидетели - не люди, а вещи. Дворец Петра III в Ораниенбауме - того самого, чей престол захватила Екатерина Алексеевна - вполне может выступать таки свидетелем. Но давайте начнем с начала.
Когда Ораниенбаум стал резиденцией наследника престола, Петр Федорович, будущий император Петр III (внук Петра I) строит здесь Потешную крепость Петерштадт.
Надо сказать, что эта традиция еще долго сохранялась в царской семье - в игре учиться военному делу. Елизавета не могла отправить единственного наследника на театр военных действий, а знать военную науку будущему государю было необходимо.
На территории крепости архитектор Малого двора, Антионио Ринальди, создает двухэтажный дворец в стиле рококо, совсем небольшой. Тогда его называли Каменным домом. Правда, снаружи опознать в здании дворец непросто. А вот внутри все иначе.
Дворец, к сожалению, не дошел до нас в первозданном виде - после дворцового переворота, в результате которого Екатерина Алексеевна оказалась на престоле, был заброшен и стал разрушаться.
Своим восстановлением «Каменный дом», как и остальные постройки Ораниенбаума, обязан Великой княгине Елене Павловне, жене младшего сына Павла I, Михаила. Она занялась реставрацией, которая проводилась в конце XIX века по чертрежам и рисункам архитектора Ринальди. Поэтому все выглядит так, как было при Петре III. И портрет этот тоже появился при ней.
Наследник здесь не жил - просто отдыхал, проводил время. Но устроено все было по его вкусу. Первый этаж занимали служебные помещения, а 6 комнат второго этажа отражали мир их хозяина - музыканта и коллекционера, великолепно разбирающегося в живописи.
В Картинном зале - 60 полотен в так называемой «шпалерной развеске». Натюрморты, портреты, пейзажи - лучшие произведения голландских, фламандских, итальянских и немецких мастеров XVII-XVIII века. Всего в его собрании насчитывалось 464 картины.
Откосы окон и дверей, нижние части стен покрыты лаковой росписью в китайском стиле.
Здесь великолепная акустика - зал использовался для музыкальных концертов, в которых сам Петр Федорович принимал участие. Он превосходно играл на скрипке.
Глядя на это, как-то рушится версия Екатерины Алексеевны о его отвратительной игре. Все дело в том, что она забывала упомянуть о своем полном отсутствии музыкального слуха. Музыка для нее была лишь шумом, громким и назойливым. Вот такие дела...
В Кабинете стены украшены картинами на тему парфорсной охоты (конная охота с гончими собаками).
Лаковый кабинет, выполненный по заказу Петра Федоровича в Петербурге, чудо как хорош! Он стоит в спальне. А вот великолепный камин там не сохранился - во время войны в дымоход попал снаряд и камин был разрушен. Но сам дворец не очень пострадал.
За свое недолгое правление - всего 186 дней - Петр III создал и подписал 192 законодательных акта. Среди них - Манифест о вольности дворянства (дворяне сами могли выбирать, где служить), закон о веротерпимости (запрет на преследование староверов), о крепостном праве (запрещалось притеснять крепостных).
Еще одну версию Екатерины о том, что Петр Федорович читал лишь любовные романы и истории о разбойниках с большой дороги, опровергает огромная библиотека, собранная им в Картинном доме Ораниенбаума. Книги на разных языках - немецком, итальянском, латинском, шведском - по военному делу, истории России и Европы, геральдике и генеалогии, о путешественниках и первооткрывателях.
Конечно, были и непопулярные законы, был и нетерпимый характер Петра Федоровича. Одно совершенно точно - он не был таким беспробудным пьяницей и недоумком, каким его представляют. Историю пишут победители, это понятно. Поэтому и существует выражение о том, что у каждого своя правда...
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Еще больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»