Интерес к тому, как индивидуальное поведение отличается в обычных ситуациях, такой же давний, как и история человечества. Важность личностных качеств для определения результатов обучения была признана создателями первых тестов IQ.
Альфред Бине, архитектор первого современного теста интеллекта, который стал тестом IQ Стэнфорда-Бинета, отметил, что успеваемость в школе:
"...признает другие вещи, кроме интеллекта; чтобы добиться успеха в учебе, нужно обладать качествами, которые зависят от внимания, воли и характера; например, определенная послушность, регулярность привычек, и особенно непрерывность усилий". Ребенок, даже если он умный, малому научится в классе, если никогда не будет слушать, если проведет время в трюках, в хихиканье, будет играть прогульщиком".
Примерно в то же время, когда Бине писал, Чарльз Спирмэн, наиболее известный своей работой над "g" - унитарным фактором, который, как утверждается, отражает структуру разведки - в том числе со своим учеником Эдвардом Веббом провел исследования "характера" в связи с "срочностью его практического применения во всех сферах жизни".
Спирмен и Вебб пришли к выводу, что многие положительные аспекты характера имеют отношение к тому, что современные психологи называют "Сознанием личности".
Этот общий фактор, который Спирмен и Вебб назвали "настойчивостью мотивов", означающий "последовательность действий в результате преднамеренной воли или воли", отличается от общего интеллектуального фактора.
Артур Дженсен, интеллектуальный наследник Спирмена, который широко известен как сторонник g как объясняющий фактор успеха и неудачи во многих сферах жизни, пишет автор:
"Какие основные черты личности, взаимодействующие с g, связаны с индивидуальными различиями в достижениях и профессиональном успехе? Наиболее универсальной чертой личности является сознательность, т.е. ответственность, надежность, забота, организованность и способность мыслить".
За последнее столетие интерес психологов к личности резко колеблется. В течение первой половины двадцатого века многие из наиболее выдающихся психологов (например, Гордон Олпорт, Рэймонд Кэттелл, Ханс Эйсенк, Чарльз Спирмен, Льюис Терман) активно занимались изучением индивидуальных различий в поведении и особенностях.
Психологи изучали черты личности, а также интеллект, интересы и мотивацию, измеряли различия и сходства как внутри людей, так и между ними.
Систематический подход к изучению личности был задуман ранними психологами, которые считали, что наиболее важные аспекты, по которым люди различаются, будут отражены в естественном языке.
Эти пионеры извлекли слова из (английского) словаря, характеризующего индивидуальные различия между людьми (например, раздражительные, гордые), после устранения синонимов и слов, не связанных с признаками.
Они разрабатывали и проводили исследования кадастров признаков для крупных выборок людей и применяли к этим оценкам методы факторного анализа, разработанные Галтоном, Спирмэном, Бинетом, Пирсоном, Кэттеллом и Торндиком, с целью выделения "g" для определения структуры когнитивных способностей.
Результатом нескольких десятилетий исследований в этой традиции, начавшихся в 1970-х годах, стала широко распространенная (но не всеобщая) согласованная классификация признаков, известная как "большая пятерка", которая была разработана на основе факторного анализа поведения наблюдателя и самоотчетов.
Социально-познавательные теории конкурируют с теориями черт, основанными на "большой пятерке".
Альберт Бандура, Дэниел Сервоун и Уолтер Мишель являются центральными фигурами в этой литературе. Диаграмма Роберта отражает ключевые аспекты этой теории, и самого Роберта можно рассматривать как члена обоих лагерей.
Это направление мышления подчеркивает роль познания в формировании личности и роль социального контекста в формировании действий и самопознания.
Авторы, пишущие в этой школе мысли, отвергают "когнитивно-некогнитивное" различие, которое часто используется в экономике. Они рассматривают проявление личности как результат когнитивных процессов. Основная роль отводится агентству - индивидуальным целям и мотивам, которые порождают действия.