Решила поделится ошибками, которые совершают почти все в малом бизнесе. В том числе это и мой опыт Читайте, хвалите себя за сообразительность, если обошли эти сложности, жалейте, если всё же наступили на грабли, и предостерегайтесь, если ещё не встретились с подобной ситуацией.
"Забивать" на оформление
Работать без договора, не вести бухгалтерию, пропускать налоговые отчеты и не вносить клиентов в базу. К большому сожалению, так делают очень многие, отмахиваясь: "Это так сложно занимает так много времени, а на самом деле не нужно!". Нет, ребята. Это необходимо. Цифры, отчетность и учёт нужны. И в первую очередь вам, а не контролирующим органам.
Зачем оформлять ИП?
Чтобы спать спокойно. Чтобы подавать документы в банк на кредиты. Чтобы получать господдержку. А, главное, чтобы иметь возможность работать с большими клиентами. Мне это пригодилось уже в первый год. Я оформила ИП как только решила открыться, и буквально через пару месяцев пришёл большой заказ. Если бы моя деятельность не была легализована, контракт прошёл бы мимо. А так целый штат юристов довёл мой договор до совершенства, а большие бухгалтеры научили правильно работать с остальными документами.
Зачем вести свою бухгалтерию?
Чтобы иметь возможность управлять компанией. Не понимаете в тонкостях бухучёта (я эту тему до сих пор не люблю, хотя прочитала пару книжек и прошла несколько курсов) - ведите хотя бы системный приход-уход. Программки типа Эльбы и МоёДело (а ещё Битрикс и сотня других сервисов документооборота) отлично в этом помогают.
Зачем вести клиентскую базу?
Привлечь к покупке клиента повторно значительно проще и дешевле, чем найти нового. Не ведёте клиентскую базу - бросаете все повторные продажи (а также ltv и другие показатели) на самотёк. А вот подробная база (с указанием, что человек купил, когда, каким образом, что было для него важно и какие у него возникли сложности) сделает вам оборот с минимумом затрат. И да, мне вот приятно звонить в такси, где называют меня по имени и сами спрашивают, понадобится ли детское автокресло. Но можно не доводить всё до такого совершенства. Хотя бы просто ведите базу. Хоть в экселе. Чтобы иметь представление о ваших клиентах. [кстати, в crm вести базу эффективней и правильней - там вам и напомнят про тех, кому пора сделать предложение, и с фильтром помогут, и вообще это хорошая штука]
Если хотите больше подробностей про то, чем пользоваться, чтобы стало проще, или как всё правильно оформлять - напишите мне, буду рада помочь.