При управлении многоквартирным домом (МКД) управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в таком доме за оказание услуг и выполнение работ, предусмотренных договором управления МКД (ч. 2.3 ст. 161, ч. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ).
Если управляющая организация оказывает услуги ненадлежащего качества или не оказывает какие-либо из предусмотренных договором услуг, собственник помещения вправе предъявить ей претензию.
Составьте претензию
Претензия составляется письменно в свободной форме. Также можно использовать образец, который обычно размещается на информационном стенде в управляющей организации (пп. "в" п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
В претензии необходимо указать следующие сведения:
- Данные о получателе претензии: наименование управляющей организации, адрес ее места нахождения.
Указанную информацию можно получить, в частности, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или на сайте управляющей организации (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ; разд. 10 Состава информации, утв. Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016). - Данные об отправителе претензии: ваши Ф.И.О., адрес места жительства, контактный телефон.
- Основания направления претензии. Изложите обстоятельства, в связи с которыми вы заявляете претензию, и укажите, какие нарушения допущены управляющей организацией. Желательно привести ссылки на положения договора управления МКД, устанавливающие соответствующую обязанность управляющей организации по оказанию услуг (выполнению работ).
- Ваши требования.
Помимо требования об устранении допущенных нарушений, в зависимости от конкретной ситуации вы можете предъявить дополнительные требования.
В случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вы вправе требовать перерасчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ; п. п. 6, 10 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
Указанное требование может быть заявлено в течение шести месяцев после соответствующего нарушения (п. п. 7, 8 Правил № 491).
Также вы можете потребовать возмещения имущественного и морального вреда и убытков, если таковые были вам причинены в результате неоказания (некачественного оказания) услуг (ст. ст. 12, 15 ГК РФ; п. п. 1, 3 ст. 14, ст. 15, п. 1 ст. 29 Закона О защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1). - Срок для ожидания ответа на претензию, а также указание на намерение обратиться в надзорные органы (органы прокуратуры, Роспотребнадзора) и (или) в суд в случае отказа от удовлетворения ваших требований в добровольном порядке.
Например, в случае направления претензии на качество предоставляемых управляющей компанией коммунальных услуг ответ на претензию должен быть направлен потребителю в течение трех рабочих дней со дня ее получения (пп. "к" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). - Перечень документов, подтверждающих ваши требования, которые прилагаются к претензии. Такими документами, например, могут быть: копия письменного сообщения в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации, акт проверки факта нарушения качества коммунальной услуги, заключение эксперта с указанием размера причиненного вреда (п. п. 105, 106, 108, 109 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
- Дату и подпись отправителя претензии.
Направьте претензию в управляющую организацию
Претензия может быть направлена в управляющую организацию (п. 2 ст. 165.1, п. 2 ст. 434 ГК РФ; п. п. 64, 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25):
- непосредственно. Изготовьте два экземпляра претензии, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою ФИО, должность, подпись и дату принятия претензии. Этот экземпляр оставьте себе для подтверждения обращения в управляющую организацию;
- посредством почтового отправления (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).
Другие статьи: