31,1K подписчиков

Тяжелые крейсеры.Елизаветинцы и топографический кретинизм."Хокинс".

3,4K прочитали

    Уже в августе 1914 Великобритания впервые столкнулась с реальной угрозой морской блокады,смертельной для острова,который завозил практически все-от продовольствия до промышленного сырья.

Уже в августе 1914 Великобритания впервые столкнулась с реальной угрозой морской блокады,смертельной для острова,который завозил практически все-от продовольствия до промышленного сырья. Если во второй половине войны основную опасность стали представлять германские подводные лодки,то в начале войны британских адмиралов трясло от германских рейдеров. Англичане долго и иногда безуспешно гонялись за восточно-азиатской крейсерской эскадрой вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее, неуловимым крейсером "Emden",многочисленными вспомогательными крейсерами-рейдерами из трансатлантических пароходов. Оказалось, что во всем Королевском флоте Великобритании в то время не было крейсера, способного догнать германский крейсер Karlsruhe, обладавший 27-узловой скоростью, а на военно-морской станции мыса Доброй Надежды — ни одного корабля, который мог бы не отстать от крейсера Konigsberg с его 23 узлами. А из Германии приходила информация о вступлении в строй новых легких крейсеров со 150 мм пушками и 27-28 узлами скорости.

В ответ британцами были спроектированы и в срочном порядке заложены легкие крейсера типа D, которые предназначались для действий в составе эскадры и оказались практически равноценными германским, превосходя их на узел-пол-тора в скорости, но зато уступая «немцам» в вооружении (шесть 152-мм орудий против семи-восьми немецких 150-мм).

Но для кардинального решения проблемы рейдеров требовались корабли,способные гарантированно уничтожать германские рейдеры до легких крейсеров включительно и скоростью в 30 узлов. За основу взяли проект крейсеров типа Birmingham ,но с задачей повысить скорость,дальность и артиллерийскую мощь. 152 мм орудия как главный калибр отвергли сразу,как не дающий качественного превосходства,234 мм пушки в количестве двух штук в смешанном варианте тоже были бы неэффективны- неудачная конструкция,низкая скорострельность ,большое рассеивание и малое количество стволов. Выбор остановили на 190 мм орудии,почти вдвое более дальнобойном чем 152мм,скорострельных и уже хорошо себя зарекомендовавших.

Проект нового крейсера,"улучшенного Бирмингама", был утвержден летом 1915 .Поскольку, согласно проектной калькуляции, стоимость корпуса вместе с силовой установкой (без учета стоимости оборудования и вооружения) только для одного корабля составляла 750 000 фунтов стерлингов, в декабре 1915 года на трех казенных и одной частной верфи был размещен заказ лишь на четыре единицы этого типа. В январе 1916 года к ним добавили еще одну, заказанную частной верфи в Ирландии в апреле того же года. Головной корабль этого типа был заложен в декабре 1915 года на шотландской частной верфи в Далмюре, в связи с чем вся пятерка крейсеров получила обозначение «тип Raleigh», а после нелепой гибели этого крейсера в 1922 году — «тип Hawkins».Всего построено 5 крейсеров ,причем строительство их шло медленно, а шестой корабль серии, не получивший названия, так и не был заложен . Ибо изменились приоритеты- главным противником стали германские подводные лодки. Корабли вступили в строй уже к концу и после мировой войны. Только два корабля этого типа — HMS Hawkins и HMS Raleigh были построены в полном соответствии с оригинальным проектом. Остальные еще в ходе строительства были модернизированы: в частности, их переоборудовали под чисто нефтяное отопление.

Наименования крейсера получили в честь английских адмиралов эпохи Елизаветы,из-за чего на флоте имели прозвище-"елизаветинцы". "Хокинсы" стали самыми мощными крейсерами в мире,хотя в официальной классификации первоначально числились легкими крейсерами. Благодаря им на Вашингтонской морской конференции 1922 верхняя граница ограничения по тоннажу и главному калибру крейсеров была установлена на основе данных именно "Хокинса". Британцы ни в коем разе не хотели пускать на слом свои новые и мощные крейсера. К тому же и очень дорогие- затраты на постройку крейсера HMS Hawkins, строившегося чуть более трех лет, составили 1 636 745 фунтов стерлингов, а стоимость тянувшегося более восьми лет строительства каждого из двух последних крейсеров серии, HMS Frobisher и HMS Effingham, превысила два миллиона — 2 035 915 и 2 175 000 фунтов стерлингов соответственно. К вопросу о том-что долгострой значительно увеличивает затраты на строительство! Для сравнения, послужившие «хокинсам» прототипом легкие крейсера типа Birmingham стоили в среднем около 356 768 фунтов стерлингов (в довоенных ценах), а легкий крейсер типа D, как и «хокинсы», конструктивно относящийся к периоду Первой мировой войны, — около 850 000 фунтов стерлингов. То есть стоимость "Хокинсов" сопоставима была с ценой "Дредноута".

"Хокинсы" в сочетании с вашингтонским соглашением стали причиной крейсерской гонки 30-х годов,сменившей дредноутную лихорадку. В итоге ограничения по тоннажу и количеству в 1930 ввели и для крейсеров. А для "Хокинсов" и их последователей-т.н. "вашингтонских крейсеров"(10 тысяч тонн водоизмещения и 203 мм пушки) ввели новый класс-тяжелые крейсера.

С другой стороны для "хокинсов" конференция 1930 чуть не стала причиной конца- по ее решению к 1936 для постройки новых кораблей англичане должны были вывести из состава флота 4 оставшихся "хокинса"( HMS Raleigh был потерян в катастрофе у берегов Лабрадора). Адмиралтейство планировало перевооружить их на 152 мм орудия и перевести в легкие крейсера. Но Лондонской конференцией в условиях предвоенной гонки вооружений количественные ограничения были сняты

HMS Cavendish в 1918 был переименован в HMS Vindictive(в честь погибшего во 2-ом рейде на Остенде в 1918 крейсера) и переоборудован в крейсер-авианосец по модной тогда концепции. 100 футов (30 м) взлетная палуба и 215 футов (66 м) посадочная палуба , ангар на 6-8 самолетов. Вооружение -четыре 190 мм и шесть 12-фунтовых орудий. В 1923-25 гг был обратно переоборудован в крейсер, но сохранил ангар. После 1935 года как крейсер не использовался.

Всего предполагалось в серии 6, но было построено 5 единиц: HMS Hawkins, HMS Frobisher, HMS Effingham, HMS Raleigh, HMS Cavendish. Уцелевшие корабли были выведены в резерв и проданы на слом к 1948 году.

«Хокинс» HMS Hawkins заложен 3 июня 1916 г., спущен 1 октября 1917 г., вошёл в строй 23 июля 1919 г. Корабль назван в честь адмирала Джона Хокинса. Июль 1944 — переоборудован в учебный корабль.Июнь 1945 — выведен из состава флота и разоружён.В начале 1947 года — корабль-мишень.21 августа 1947 продан на слом.

«Фробишер»  HMS Frobisher заложен 2 августа 1916 г., спущен 20 марта 1920 г., вошёл в строй 20 сентября 1924 г. Назван в честь мореплавателя Мартина Фробишера. 26 марта 1949 года корабль продан на слом

«Эффингем»  HMS Effinghamзаложен 6 апреля 1917 г., спущен 8 июня 1921 г., вошёл в строй 2 июля 1925 г. Назван в честь Чарльза Ховарда, лорда Эффингема. Погиб 18 мая 1940

«Кэвендиш»  HMS Cavendish заложен 29 июня 1916 г., спущен 17 января 1918 г., вошёл в строй 21 сентября 1918 г. Назван в честь мореплавателя Томаса Кэвендиша. С июня 1918- HMS Vindictive ,перестроен в авианосец.В 1923-25 опять перестроен в крейсер. В декабре 1945 года сдан на слом.

«Рэли»  HMS Raleighзаложен 4 октября 1916 г., спущен 28 сентября 1919 г., вошёл в строй 15 апреля 1921 г. Назван в честь сэра Уолтера Рэли. Сел на мель 8 августа 1922 года . Сдан на слом декабрь 1926

Водоизмещение нормальное — 9800 т, полное — 12 190 т . Длина 172,2/184,4 м .Ширина 17,7 м .Осадка 6,3 м
Бронирование-Пояс — 76 мм;
траверзы — 25 мм;
палуба — 37 мм;
погреба — 25 мм;
щиты орудий ГК — 51 мм
Двигатели-4 ТЗА Parsons или Brown Curtis, 60 000—65 000 л. с. Скорость хода 29,5—30,5 узла .Дальность плавания 5400 морских миль на 14 узлах .Экипаж 690 человек .
Вооружение-7 × 1 — 190-мм/50, 6 × 1 — 102-мм/45, Зенитная артиллерия -4 × 1 — 76-мм/45, 4 × 1 — 40-мм/40. Минно-торпедное вооружение-Четыре однотрубных 533-мм торпедных аппарата

*Все данные приводятся на момент вступления в строй.

Самым активным перестройкам подвергся HMS Vindictive . Вначале в авианосец,потом обратно. В ходе перестроечных работ, проходивших в 1923-1925 годах в Портсмуте, на корабле демонтировали обе полетные палубы и усилили артиллерийское вооружение. Вернули на штатные места орудийные установки главного калибра №5 и №6, однако в связи с сохранением авиационного ангара орудие №2 не устанавливалось. Трехдюймовки противоминного и зенитного калибров заменили тремя универсальными 102-мм орудиями Vickers 4"/L45 QF MkV на одноорудийных станках НА Mklll. Две такие установки расположили на платформе за кормовой дымовой трубой, а третью — между 190-мм орудиями №5 и №6. В дополнение к ним на вооружение крейсера поступил знаменитый «пом-пом» — одноствольное 40-мм (двухфунтовое) зенитное орудие Vickers 2pdr /L40 Mkll на станке НА Mkll. Несмотря на то, что эти зенитные автоматы были приняты на вооружение еще в 1914 году и ими вооружались чуть ли не все корабли Королевского флота, из «хокинсов» их получил при вступлении в строй только Raleigh, да и то есть данные, что их почти сразу же сняли. Для управления зенитным огнем на главном посту Vindictive был установлен дополнительный дальномер (по разным данным, с 3.66- или 4.57-м базой). Два самолетных крана заменены одним, большей грузоподъемности. Все эти перемены привели к росту стандартного водоизмещения крейсера до 9996 т, в то время как полное водоизмещение составило 12000 т. Вместе с тем, восстановить штатную боевую мощь переоборудование не помогло.
На остальных крейсерах этого типа универсальная 102-мм артиллерия появилась в разное время. Сначала, в начале 20-х годов, своих трехдюймовок противоминного калибра лишился
Hawkins, а с Raleigh их сняли во время переукомплектации крейсера в Девонпорте в декабре 1920-апреле 1921 года. На последней паре крейсеров 76.2-мм орудия были заменены тремя 102-мм еще в период комплектации (Четвертое 102-мм орудие Frobisher получил только во время ремонта, проходившего в 1927-1928 годах). Некоторые изменения были внесены в конструкцию их носовых надстроек и в состав СУАО — оба получили по три 3.66-м дальномера и одному 4.57-м. Очередь крейсера Hawkins подошла только в 1928-1929 годах, когда в ходе длившихся более года модернизационных работ он был вооружен четырьмя 102-орудиями MkV, расположенными парами на платформах главной зенитной артиллерии у грот-мачты и между дымовыми трубами. Между кормовой трубой и грот-мачтой появился кормовой пост управления зенитным огнем с оборудованным 4.57-м дальномером зенитным директором HACS (High Angle Control System) Mkl. Кроме того, в состав СУАО крейсера входили три 3.66-м дальномера.
Вооружение крейсеров в этот период дополняли 8-10 пулеметов Lewis .

HMS Frobisher с 1932 переоборудован в учебный корабль,использовался до 1937,потом выведен в резерв и разоружен.

HMS Vindictive начал переоборудование в учебный в 1936 и ходил в учебные походы до лета 1939.В сентябре 1939 переоборудован в плавмастерскую.

HMS Effingham в 1937-1939 единственный в серии прошел модернизацию в легкий крейсер- Носовая надстройка была перестроена и стала ниже, но сохранила многоярусность конструкции Прежние наклонные мачты заменили прямыми, простой конструкции, а на оставшуюся от старой фок-мачты треногу, возвышавшуюся над носовой надстройкой, установили новый артиллерийский директор меньшего размера. Все надстройки на полубаке сменились новыми, и носовая часть спардека стала двухъярусной, что было вызвано необходимостью разместить большее количество орудий главного калибра.
Девять 152-мм орудий Vickers 6"/L,45 BL MkXII, монтировавшихся на станках цокольного типа РХШ* с глубокими щитами, располагались, в общем, по прежней схеме: семь — в диаметральной плоскости корабля, два — по бортам. Позади дымовой трубы была смонтирована раздвижная поворотная катапульта тяжелого типа производства фирмы MacTaggert, Scott & Co.Ltd и, по правому борту, самолетный кран. Состав торпедного вооружения был сокращен: демонтировали подводные торпедные аппараты. Торпеды MkV заменили более современными торпедами с улучшенными боевыми характеристиками.
В ходе работ, проводившихся в 1937-1938 годах, выполнен существенный объем работ по модернизации главной знергоустановки корабля. Два нефтяных котла кормового котельного отделения демонтировали, превратив освободившееся помещение котельной в топливную емкость, в связи с чем запас нефти составил 2620 т. Кроме того, были основательно обновлены турбоагрегаты и оставшиеся восемь котельных установок, дымоходы которых выведены в одну широкую дымовую трубу. В результате произведенных изменений мощность машин снизилась до 58000 л.с., а скорость хода до 29.5 узла.
По завершении всех запланированных мероприятий стандартное водоизмещение корабля составило 9550 т, полное — 12514 т. В результате флот получил легкий крейсер, по огневой мощи несколько уступавший британским легким крейсерам начала 30-х годов, со стандартным (хотя и недостаточным по меркам разразившейся вскоре Второй мировой войны) зенитным вооружением и почти 30-узловой скоростью хода.

Во время войны модернизированы были оставшиеся два "хокинса"- в декабре 1939 года вступил в строй Hawkins, на котором установили оригинальный состав вооружения: семь 190-мм орудий главного калибра, четыре универсальных MkV калибра 102 мм, четыре размещавшихся на крыльях носовой надстройки одноствольных «пом-пома» и шесть однотрубных торпедных аппаратов.
Frobisher находился на восстановлении значительно дольше. Вступив в строй в марте 1942 года, он был вооружен только пятью 190-мм орудийными установками. Отсутствие бортовых орудий главного калибра позволило расположить 102-мм универсальные орудия MkV ближе к бортам, увеличив тем самым зоны их действия. Еще одно, пятое, 102-мм орудие разместили на юте между кормовыми орудиями главного калибра. Корабль имел на вооружении четыре четырехствольные установки «пом-помов» MkVIII/ MkVII - вчетверо больше стволов, чем у Hawkins. Две из них также располагались на крыльях носовой надстройки, вторая пара этих зениток размещалась в кормовой части главной палубы. Зенитное вооружение крейсера дополняли семь одноствольных 20-мм орудий Oerlikon 0.787"/L70 Mkll (Hawkins получил такое же количество «эрликонов» только в мае того же 1942 года). Проведенное нами сравнение хорошо иллюстрирует характерную для позднего периода войны тенденцию к увеличению количества зенитных стволов за счет меньшего числа орудий главного калибра. Frobisher начал боевую службу только в начале 1942 года, имея меньше, чем на Hawkins, 190-мм орудий, но зато значительно больше зенитных. Подобным образом поступали и при модернизации вооружения, проходившей в военное время на нескольких тяжелых крейсерах типа County: вместо одной башни 203-мм орудий на них предпочитали устанавливать многоствольные 40-мм зенитные установки.
Кроме того,
Frobisher располагал и радарным вооружением. На топах мачт были установлены антенны радара воздушного обнаружения «тип 286» (по другим данным, «тип 281»), на носовой надстройке находился «фонарь» радара надводного обнаружения «тип 271» (или «тип 273»), антенны артиллерийского радара «тип 285» и зенитного «тип 282» смонтировали на директорах. Такой же состав радарного оборудования вместе с двумя четырехствольными установками «пом-помов» и упоминавшимися выше «эрликонами» был установлен и на крейсере Hawkins во время ремонта, проходившего на корабле в декабре 1941-мае 1942 годов.
В отличие от
Hawkins, полностью сохранявшего в 1939 году прежний состав торпедного вооружения, на крейсере Frobisher подводные торпедные аппараты были демонтированы. Впрочем, надводные торпедные аппараты почти одновременно были сняты с обоих крейсеров в декабре 1943 года (по другим данным, в 1943-1944 годах).
В дальнейшем на обоих крейсерах наблюдалось неуклонное наращивание зенитных средств. К сентябрю 1944 года, когда они одновременно были выведены в резерв, и началось их переоборудование в учебные корабли, количество «эрликонов» на крейсере
Hawkins достигло девяти, а на Frobisher — 19.
В рамках мероприятий по переоборудованию в учебный корабль на крейсере Hawkins четырехствольные «пом-помы» заменили восьмиствольными Vickers MkVIII на станках MkVI. На учебном корабле Frobisher сокращение вооружения было более значительным — до трех 190-мм орудий, одного универсального 102-мм и 13 «эрликонов».

Крейсера типа Hawkins являлись высокобортными кораблями с полубачной конструкцией корпуса, двумя высокими трубами и таким же количеством мачт. Жизненно важные органы предохраняли були (в данном случае машинно-котельные отделения) при взрыве мин или торпед.На протяжении почти двух третей длины корпус имел двойное дно, отсеки которого использовались для размещения запаса топлива. Прекрасные мореходные качества крейсеров, необходимые им для проведения дальних океанских операций, обеспечивались большой высотой надводного борта. Чтобы уменьшить заливаемость носовых орудий, носовая оконечность имела больший развал полубака. Значительно лучше, чем на крейсерах-прототипах, были решены вопросы сохранения остойчивости и плавучести. Благодаря улучшенному внутреннему разделению корпуса на водонепроницаемые отсеки на кораблях без особого ущерба остойчивости могли быть затоплены любые два отсека.

Бронирование было достаточно надежным для того времени для легких крейсеров.Надводный борт защищался броней практически по всей длине корпуса, а ниже ватерлинии нижняя кромка броневого пояса достигала уровня прикрывавшей машинно-котельные отделения конструктивной подводной защиты — булей. Незащищенными оставались лишь незначительные участки борта в оконечностях, где верхняя кромка бронирования уступами спускалась до уровня главной палубы.

Толщина поясной брони на протяжении борта варьировалась. Главный броневой пояс, прикрывавший ватерлинию, в районе машин достигал по высоте уровня верхней палубы. Суммарную толщину брони в три дюйма (76.2 мм) на этом участке (около трети длины корабля) составляли 50.8-мм наклонный пояс из НТ-стали (сталь высокого напряжения — High Tensile Steel) и 25.4-мм обшивка из стали того же сорта. Далее к оконечностям районы артиллерийских погребов защищались 51-63-мм поясной броней. Бронирование носовой оконечности, где, как и в корме, ширина броневого пояса была наименьшей, по толщине не превышало 38 мм. В корме рулевой отсек защищал пояс 57-мм. Верхний броневой пояс, прикрывавший верхний участок борта от среза полубака до находившегося в позиции «А» носового орудия №1, имел толщину 50.8 мм. Кроме того, бортовое бронирование крейсеров дополнялось защитой конструктивной: на этих кораблях, имевших смешанное угольно-нефтяное отопление, вернулись к старой практике дополнительной защиты котельных и части машинных отделений, использовав в этом качестве угольные бункеры.

Горизонтальное бронирование «хокинсов» являлось, скорее, местным, что вполне соответствовало стандартам периода Первой мировой войны. По всей длине корабля палуба выполнялась 13-мм, более толстой броней защищались только два участка: над МКО толщина бронеплит составляла 38 мм, а над помещением рулевой машины — 25.4 мм.

Боевая рубка крейсеров защищалась 76-мм броней. Щиты орудийных установок главного калибра имели толщину 25 мм.Новым был коробчатый принцип защиты артпогребов-по периметру из полудюймовой,а сверху-дюймовой брони. Эта, по оценке современников, «легкая и экономичная форма внутренней броневой защиты» затем неоднократно использовалась на многих последующих типах британских крейсеров .

Крейсера типа Hawkins проектировались как флагманские корабли для эскадр легких крейсеров и в этом качестве их экипаж, согласно проекту, должен был состоять из 690 человек. Однако уже в начальный период службы «хокинсов» выяснилось, что для флагманского корабля этого недостаточно. Так, в 1922 году экипаж HMS Raleigh, флагманского крейсера Вест-Индской эскадры, состоял из 759 человек. На крейсере HMS Hawkins в 1930 году в бытность его флагманским кораблем численность экипажа составляла 749 человек, а при переносе флагманских функций на другой корабль уменьшилась до 712. Последние данные и были приняты в качестве стандартных для крейсеров этого типа большинством справочников по военно-морским флотам.

На крейсере-авианосце HMS Vindictive при его вступлении в строй в 1918 году из общей численности экипажа 648 человек 71 относился к летно-техническому персоналу. А в 1930 году экипаж крейсера составлял уже 717 человек.

Артиллерию главного калибра составляли семь 7.5-дюймовых (190-мм) орудийных установок с глубокими щитами, размещавшихся по стандартной схеме: пять орудий устанавливались в диаметральной плоскости корабля, два — побортно. Единственную новацию представляло собой расположение орудия №2, впервые на британских легких крейсерах установленное в возвышенной позиции «В».

190-мм орудия Vickers 7.5"/L45 BL Mk VI образца 1915 года, представляли собой специально модернизированное орудие Vickers 7.5"/L45 SA (Semi-Automatic) Mk 1, прекрасно зарекомендовавшее себя на броненосных крейсерах типа Devonshire (строились в 1902-1905 годах):скорострельность: 5-6 выс./мин;начальная скорость снаряда: 844 м/сек;типы используемых боеприпасов: полубронебойные (SAPC) - 90.7 кг, осколочно-фугасные (HE) - 90.7 кг;дальность стрельбы: 19 км (при угле возвышения орудий в 30°);углы горизонтального наведения орудийных установок: +150°/-150°;углы вертикального наведения орудийных установок: -5°/+30°.

В качестве противоминного калибра использовались 76.2-мм/50 орудия Armstrong QF Mk 1, которые по весу снаряда обозначались также как 12-фунтовые . При выстреле 5.5-кг снаряд со скоростью 800 м/с преодолевал свыше 12000 м.

Зенитное вооружение составляли четыре 76.2-мм/45 орудия Armstrong QF Mk 1 на одноорудийных зенитных станках НА (high angle) Mk ll и такое же количество 47-мм/40 трехфунтовых (З-pdr) Hotchkiss.Дальность стрельбы зенитного трехдюймового орудия Mk 1,имевшими начальную скорость 762 м/с 5.67-кг снарядами при угле возвышения 45° составляла 12300 м, станок НА Mk ll позволял придавать орудию максимальный угол возвышения 90°. На «хокинсах» зенитные трехдюймовки размещались вокруг грот-мачты. Позиции зенитной артиллерии также были выбраны не совсем удачно, поскольку оставляли корабль открытым для атак авиации с носовых курсовых углов. .

47-мм «гочкиссы» являлись еще более «древним» оружием, созданным в 80-е годы XIX века в качестве противоминного оружия. К началу Первой мировой войны они давно утратили свое значение и переделывались для зенитной стрельбы, в связи с чем максимальный угол возвышения на них был доведен до 85°. В дальнейшем, когда по окончании Великой войны они были окончательно признаны устаревшими, их перевели в разряд салютных и устанавливали на больших кораблях исключительно для представительских целей.

На вооружении крейсеров этого типа состояли торпеды Mk V калибра 533 мм с весом боезаряда 227кг и дальностью хода 12800 м при скорости 25 узлов. Проектом предусматривалась установка на крейсерах двух 21-дюймовых подводных торпедных аппаратов, которые должны были размещаться побортно ниже ватерлинии в отдельных помещениях на уровне носовой надстройки. В 1917 году было принято решение добавить к ним еще четыре надводных торпедных аппарата того же калибра. Они устанавливались парами побортно на верхней палубе в районе грот-мачты и жестко фиксировались, то есть не являлись поворотными.

Летом 1925 года на крейсере HMS Vindictive, первом из боевых кораблей Королевского флота, начали монтировать первую экспериментальную авиационную катапульту, одну из двух заказанных Адмиралтейством в 1922 году. Для проведения экспериментальных запусков HMS Vindictive получил стандартные гидросамолеты Воздушных сил флота (Fleet Air Arm) Fairey IIID и Fairey Flycatcher. 30 (31) октября того же года состоялся первый успешный старт Fairey IIID, пилотируемого командиром авиакрыла Бёрлингом (Burling). Эксперимент продолжался в течение месяца и с успехом завершился в ноябре. По его окончании авиагруппу HMS Vindictive составили шесть бортовых катапультных разведчиков-корректировщиков Fairey IIID. Гидросамолеты продолжали базироваться на HMS Vindictive и после того, как летом 1928 года катапульта была демонтирована.

Другим крейсером этого типа, оснащенным в 20-е годы бортовой авиацией и необходимым авиационным оборудованием, стал HMS Frobisher. Во время ремонта 1927-1928 годов на юте корабля была установлена авиационная катапульта и кран для подъема самолетов с воды. Ввиду отсутствия самолетного ангара, единственный бортовой разведчик-корректировщик Fairey IIID базировался открыто на катапульте.

Однако способ размещения авиационного вооружения, который использовался на крейсере HMS Frobisher, оказался далеко не лучшим. Самолет и оборудование подвергались воздействию дульных газов при стрельбе из кормовых орудий главного калибра, а также постоянному воздействию непогоды. Та как низкая корма корабля, имевшего полубачную конструкцию корпуса, на большом ходу и даже при не очень сильном волнении моря особенно подвержена заливанию, запуск самолетов был возможен только в очень благоприятную погоду. В дальнейшем англичане отказались от размещения авиационных катапульт на корме и монтировали их в средней части кораблей. Тем не менее, катапульта находилась на борту крейсера HMS Frobisher до осени 1930 года, когда корабль также был выведен в резерв.

Для управления огнем 190-мм орудий применялась система «слежение за указателем» (от англ. follow the pointer system). Главный пост управления стрельбой (артиллерийский директор), оснащенный системой центральной наводки со всем необходимым вычислительным оборудованием и 4,57-м дальномером фирмы Barr & Stroud, размещался на крытой площадке фор-марса на фок-мачте. Директоры и дальномеры главных постов были также приспособлены для управления огнем артиллерии противоминного калибра. Запасной артиллерийский вычислительный пост, оснащенный 3,66-м дальномером, находился на кормовом мостике, расположенном между кормовой трубой и грот-мачтой. Переносной 2,7-м дальномер зенитной артиллерии мог устанавливаться здесь же, либо на крыше боевой рубки.

Появление крейсеров типа "Хокинс" произвело в военно-морском сообществе эффект конечно менее значительный, чем "Дредноут" ,но тем не менее также привело к появлению нового класса кораблей. Особенно "Хокинс" поразил японцев-после визита в 1920 в Японию флагмана Китайской станции, всего год назад вступившего в строй и имевшего поразительную боевую мощь для тогдашних крейсеров ,проекты японских крупных крейсеров имели целью превзойти английский образец.

Сами же корабли,хотя и застали начальный период Второй мировой,уже никакими боевыми достижениями похвастать не смогли.

Более того,именно крейсера типа "Хокинс" оказались заражены топографическим кретинизмом. Из пяти кораблей два погибли ,налетев на скалы. Первым погиб HMS Raleigh ,в 1922 у побережья Лабрадора,в густом тумане он приблизился к берегу,пытаясь разглядеть огонь маяка...но налетел на скалу. Из 759 членов экипажа удалось спастись только 720. Снять корабль не удалось и после снятия с него вооружения и оборудования ,использования в качестве мишени , он был подорван.

Через 18 лет похожая судьба постигла его собрата- HMS Effingham . В мае 1940 во время Норвежской операции он сопровождал конвой с десантом. На 23 узлах он вылетел на скалу. Согласно расследованию- на скалу, которая была прекрасно известна и отмечена на всех картах, но штурман не увидел ее из-за лежащего на карте карандаша. Никто не погиб, экипаж был эвакуирован, а крейсер уничтожен торпедой сопровождавшего конвой эсминца.

Более подробно боевую службу крейсеров типа "Хокинс" рассмотрим в отдельной статье.

Проект авиакрейсера "Виндиктив"-так же.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам