Успех большинства полетов человека в космос и многочисленные примеры выполненных сложных задач обычно рассматриваются как свидетельство способности большинства астронавтов выполнять полеты и справляться с ними в космосе как в одиночку, так и в команде.
В ходе космических полетов психологические трудности затрагивают не только отдельных членов экипажа, но и весь экипаж, что может иметь катастрофические последствия (например, астронавт с клинической депрессией может оказаться не в состоянии выполнять необходимые задачи в чрезвычайной ситуации).
По определению, адаптация предполагает приспособление с течением времени.
Наблюдения в ходе российских длительных космических полетов и зимовки на антарктических исследовательских станциях показали, что адаптация может происходить поэтапно с течением времени и что наиболее серьезные проблемы, вероятно, возникнут примерно в третьем квартале.
Однако эмпирические данные, подтверждающие существование конкретных критических фаз, неоднозначны. Кроме того, в последнее время исследования в космосе ограничиваются полетами на орбите продолжительностью от четырех до шести месяцев.
Вопрос о критических периодах адаптации имеет важное значение, поскольку такие знания могут позволить как членам экипажа, так и персоналу по управлению полетами подготовиться к проблемам и вмешаться до того, как неправильные настройки приведут к оперативным последствиям.
Стратегии преодоления трудностей в краткосрочных и долгосрочных космических полетах
В контексте длительных космических полетов наиболее тяжелые стрессовые факторы могут быть связаны с монотонностью и скукой в результате низкой рабочей нагрузки, гипостимуляции и ограниченных социальных контактов в связи с изоляцией от семьи и друзей.
На способность членов экипажа справляться с такими условиями жизни может влиять целый ряд индивидуальных факторов. Они включают:
- индивидуальный опыт,
- личность,
- досуг,
- стратегии преодоления трудностей,
- доступная социальная и эмоциональная поддержка.
Кроме того, преодоление трудностей и адаптация тесно связаны с межличностными факторами. Согласно данным, полученным из космоса и других изолированных и ограниченных мест, напряженность внутри экипажа, стиль руководства и групповая динамика являются ключевыми факторами, способствующими обострению или ослаблению стресса или адаптации.
Эффективные стратегии снижения уровня стресса в ходе краткосрочных миссий могут стать проблематичными или невозможными во время межпланетных перелетов. Например, поддержка, оказываемая экипажам МКС, включает частные семейные конференции по аудио или Интернет-каналам в режиме реального времени, будет невозможна во время полета на Марс из-за задержек связи, вызванных большими расстояниями. Важными психологическими проблемами в ходе таких миссий будет преодоление зависимости от самообеспеченности и самостоятельности.
Что такое правильная личность?
Можно ли на основе предмиссионных оценок предсказать, как тот или иной человек адаптируется и будет действовать в ходе долгосрочных миссий?
Ряд исследований, посвященных правильному подбору персонала для долгосрочных космических полетов, включал анализ личностных факторов в качестве возможных предсказателей адаптации и эффективности среди персонала, работающего в аналоговой космической среде, включая антарктические станции и полярные переходы.
Несколько исследований связывают превосходную производительность с личностным профилем, характеризующимся сочетанием высокого уровня инструментализма и экспрессивности при более низких уровнях межличностной агрессивности.
Исследования, в которых черты личности были подтверждены на основе критериев эффективности астронавтов в ходе краткосрочных космических полетов и тренировок, показали высокую приемлемость и низкую агрессивность в качестве общих характеристик высокоэффективных участников.
Вместе с тем оптимальная индивидуальность для краткосрочных и долгосрочных миссий может различаться в зависимости от их продолжительности.
Обучение
Как для членов экипажей космических аппаратов, так и для отдельных сотрудников по управлению полетами следует организовать психологическую подготовку, с тем чтобы подготовить членов обеих групп к решению психологических проблем в ходе долгосрочных полетов.
Общие организационные исследования и изыскания в области авиации позволяют предположить, что влияние учебных программ может определять личность.
Наибольшую пользу можно ожидать, если отбор будет сочетаться с предотборочной подготовкой, направленной на дальнейшее развитие способностей отдельных членов экипажа и экипажей к преодолению трудностей.
Программы подготовки кадров должны осуществляться каждым космическим агентством на основе международных соглашений. Эти программы должны включать самопомощь и самоуправление, командную работу и групповую жизнь, лидерство и последовательность, а также межкультурные аспекты при подготовке к долгосрочным миссиям.
Для предполетной подготовки крайне важно, чтобы она включала имитацию миссии, которая позволит проводить практическую подготовку, оценку и инструктаж членов экипажа в условиях заключения.
Важным соображением является то, что обучение должно быть адаптировано к потребностям отдельных членов экипажа и конкретных экипажей, исходя из различий в характере, культуре и предыдущем опыте тренировок.
Реадаптация к Земле
Поддержка семьи не должна ограничиваться этапом полета. Данные из различных источников указывают на хроническую распространенность проблем реинтеграции членов семьи, отсутствующих в течение длительного периода времени.
Участие в долгосрочных космических полетах может иметь аналогичные психологические последствия для участника, что затрудняет его адаптацию к повседневной жизни на Земле и реинтеграцию в нормальную семью и работу.
Рекомендации
Исходя из вышеизложенного, космическим агентствам предлагается ряд рекомендаций по решению вопросов, связанных с личностью, преодолением и адаптацией:
- При планировании будущих космических полетов на длительную перспективу необходимо уделять больше внимания человеческому фактору.
- Психологические контрмеры должны приниматься до, во время и после космических полетов с участием членов экипажей и членов их семей, а также соответствующего наземного вспомогательного персонала.
- Для определения обобщения полученных экспериментальных данных по экипажам в космосе необходимо сравнить результаты аналоговых исследований с результатами фактических космических полетов.
- Необходима более эмпирическая работа по определению индивидуальных характеристик (например, личности, отношения, мотивации, навыков и стратегий преодоления) и групповых характеристик, которые способствуют оптимальному преодолению и адаптации в ходе различных видов многонациональных космических миссий, как краткосрочных, так и долгосрочных.
- Одна из основных проблем при оценке эффективности психологических контрмер заключается в использовании достоверных и надежных эксплуатационных критериев, по которым они могут быть проверены. Партнерам МКС следует определить и согласовать комплекс общих стандартов и процедур отбора, подготовки, поддержки и оценки многокультурных экипажей, работающих на МКС, Луне, Марсе и других космических аппаратах.