Преимущества и недостатки налогов на финансовые операции широко обсуждаются экономистами, которые по-прежнему расходятся во мнениях относительно влияния налогов на объемы торговли, рыночную ликвидность и волатильность котировок.
В 2011 году Европейская комиссия выступила с законодательным предложением относительно общей системы налогов на финансовые операции в Европейском союзе. Это предложение не нашло отзывов у всех государств-членов, и одиннадцать из них просили продолжить работу в рамках так называемой процедуры укрепления сотрудничества.
Параллельно с этим такие страны, как Франция и Италия, ввели свои собственные налоги, в то время как другие страны из одиннадцати уже ввели налог на финансовые операции (Бельгия и Греция).
Между государствами-членами ЕС ведутся обсуждения по вопросу об окончательном проекте налога на финансовые операции, однако окончательного решения по этому вопросу пока принято не было.
Мы рассматриваем последнюю экономическую литературу о влиянии налогов на финансовые операции с уделением особого внимания недавно введенным налогам. Так же мы поговорим о подробной информации о предложениях, внесенных Европейской комиссией.
Последствия экономического и финансового кризиса 2008 года и уроки, извлеченные из него, продолжают доминировать в политических и экономических дебатах во многих странах мира. Хотя основная часть дискуссии посвящена политическим мерам реагирования в таких областях, как финансовое регулирование и макроэкономическая политика в целях стабилизации экономики, еще одним важным предметом озабоченности является налоговая политика и ее роль в наращивании потенциала кризиса, а также ее потенциал в плане уменьшения рисков будущих кризисов.
После кризиса были опубликованы всесторонние обзоры роли налогов. Hemmelgarn, Nicodème и Zangari описывают нарастание кризиса и роль, которую сыграли положения о жилищном налоге в его нарастании. Hemmelgarn и Nicodème подробно обсуждают возможные меры налоговой политики в ответ на кризис, в частности налоги на финансовый сектор.
Keen, Klemm, and Perry рассматривали же возможные каналы влияния налоговой политики на экономическое поведение и меры налоговой политики. Наконец, Международный валютный фонд также подробно обсуждает варианты решения этих проблем.
В одном из направлений задается вопрос о том, сыграли ли существующие налоги определенную роль в подготовке почвы для кризиса?
Наиболее ярким примером является роль, которую играет предвзятое отношение к использованию долга в корпоративных и жилищных налоговых системах.
Второе направление больше касается вопроса о том, могут ли новые налоговые инструменты, такие как налоги на финансовые операции, банковские сборы и налоги на финансовую деятельность, способствовать предотвращению кризисов в будущем, а также созданию новых источников налоговых поступлений.
Примером этого является дискуссия по вопросу о налогах на финансовые операции в Европейском союзе (ЕС) и на международном уровне.
В Европейском союзе многие политики считают, что эти налоги действительно могут помочь увеличить доходы, одновременно снижая риск финансового кризиса. В апреле 2010 года Служба Европейской комиссии опубликовала рабочий документ для сотрудников, в котором анализируются различные источники финансирования на глобальном уровне в целях финансирования проблем в области развития и климатической политики.
Документ содержал первый критический обзор налогов финансового сектора, таких как:
- налоги на "бонусы",
- надбавки по налогу на прибыль корпораций
- налоги на финансовые операции.
В июне 2010 года Международный валютный фонд опубликовал анализ, в котором сделан вывод о том, что предпочтительным вариантом получения поступлений от финансового сектора является введение банковского сбора.
Международный валютный фонд также предложил ввести налог на финансовую деятельность в качестве дополнительного источника поступлений, но при этом более критично относится к налогам на финансовые операции.
В Европейском союзе политическое обсуждение вопроса о налогообложении в финансовом секторе началось с публикации в октябре 2010 года сообщения на тему "Налогообложение финансового сектора", а также рабочего документа для персонала.
В этих документах обсуждались достоинства НДТ и СУЖТ, и на данном этапе они были несколько более позитивными по отношению к последнему варианту. В сообщении также было объявлено об оценке воздействия (ОВ), в ходе которой был проведен дальнейший анализ этих двух вариантов. Данное УИ было опубликовано в сентябре 2011 года вместе с законодательным предложением о СФТ, которое было предпочтительным вариантом после проведения углубленного анализа.
Документы, связанные с предложением 2011 года, можно найти в разделе "Дополнительная справочная информация" на сайте Европейской комиссии.
После внесения предложения был опубликован дополнительный анализ - "Первоначальное предложение от 28 сентября 2011 года... и его судьба", Налогообложение финансового сектора, Европейская комиссия. Налог на финансовую деятельность не подвергался дальнейшему пересмотру после принятия решения.
Данный документ начинается с обсуждения последних экономических работ о влиянии налога на финансовые операции. Далее в нем разъясняются предложения 2011 и 2013 годов по его внедрению в Европейский Союз и обсуждается его конструкция. Наконец, в нем описаны последствия внедрения налога на финансовые операции во Франции и Италии.