Это было лучше, чем остаться заложником
«Ты теперь совсем наш, татарин, пей наш кумыс», – говорил Александру Невскому, согласно одному из древних сказаний о его жизни, золотоордынский хан Батый, когда русский князь посетил его в 1252 году. Согласно этому же преданию, Александр тогда же побратался со старшим сыном Батыя – Сартаком и стал, таким образом, приёмным сыном самого Батыя.
Побратимство вместо заложничества
Но братание Александра с Сартаком, скорее всего, состоялось раньше. Сартак был интересной личностью. Он был христианином, правда, не православным. Ещё много веков назад в степях Центральной Азии бродячие миссионеры-подвижники, изгнанные из Византии, распространили там христианство по учению монаха Нестория. Несторий утверждал, что Христос был не Богом, но человеком, в котором воплотился Бог. Хотя с точки зрения православных и католиков, несторианство было ересью, но, в то же время, даже такой христианин выгодно отличался для них от язычников и прочих иноверцев, казался цивилизованнее, ближе.
Александр стал «андой» Сартаку, а это указывает, что они побратались, когда были молоды. Скорее всего, это произошло в 1243 году, когда в Орду за ярлыком отправился отец Александра великий князь Ярослав Всеволодович. Он взял с собой, по приказу хана Батыя, троих своих сыновей – Александра, Андрея и Константина.
По условиям, на которых Батый соглашался признать Ярослава старшим среди русских князей, Ярослав должен был оставить аманатом (заложником) своего старшего сына, то есть Александра. Но Ярослав или сам Александр сумели ловко это предотвратить, вовремя устроив братание с Сартаком. Батый уже не мог оставить в заложниках своего приёмного сына. Тогда Ярослав предложил ему на выбор – Андрея или Константина, и Батый выбрал младшего – Константина.
Взаимные надежды на крепкий союз
Выгода такого побратимства для Ярослава и Александра понятна. Значительно интереснее, почему Сартак решил так поступить? Скорее всего, он рассчитывал иметь в Александре верную опору в разборках за трон Золотой Орды или даже трон великого хана. Ведь чёткого наследственного права у монголов не было, и ханами становились только после кровопролитной междоусобной борьбы.
Дальше дела шли своим чередом. Баскаки переписывали русские земли, взимали дань. В 1246 году скончался Ярослав, и братья Александр и Андрей не поделили Русь. В 1249 году они отправились к Батыю, чтобы он стал арбитром в их споре. Батый дал Александру, как старшему, Киевское княжение, а Андрею – Суздальское.
Но Александр был недоволен этим разделом, так как Киев давно уже превратился в номинальный центр. Он хотел Суздальского княжения. Дальнейшие события излагаются в источниках очень противоречиво. Известно лишь, что в 1252 году Северо-Восточная Русь подверглась очередному татарскому разорению за неповиновение князя Андрея хану, после чего ярлык на все русские княжества был отдан Александру. В летописях называют и воеводу Батыя, командовавшего этой ратью – Неврюй.
Побратимство не оправдало надежд
Некоторые считают Неврюя и Невского одним и тем же лицом. Довольно странно, что про Неврюя говорится, будто «он был взят в плен», после чего Александр стал отстраивать храмы в Суздальской земле. Понятно, что татары были победителями, а значит, ни в какой плен их вождь попасть не мог. Выглядит очень правдоподобным, что Александр Невский предводительствовал русско-татарской ратью, направленной Батыем утвердить его на великом русском княжении как своего вассала и приёмного сына. В 1259 году Невский точно так же приводил к повиновению татарским баскакам Великий Новгород.
А что же Сартак? Когда в 1255 году умер Батый, ему удалось ненадолго овладеть ханским троном в Сарае. Но уже через год Сартак был отравлен. Александр ничем не успел ему помочь. Рухнули и надежды Александра на равноправный союз с Ордой. Потому и вынужден он был чуть позже выслуживать милость у нового хана Берке, отравителя своего побратима Сартака, усмиряя Новгород лютыми казнями.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.