25 лет вывоза капитала из России – в одной картинке.
В очередной раз Центробанк публикует отчетность о вывозе капитала из России. Как всегда – десятки миллиардов долларов, и как всегда в минус.
На этот раз главный финансовый регулятор насчитал, что из России через банки и прочие организации выведено 24,9 миллиардов долларов – лишь за 3 квартала текущего года.
Проблема очень давняя – с самого 1994 года, когда начались статистические наблюдения, капитал вывозили всегда (кроме 2 лет):
Это только официальные данные Центробанка, которые вполне могут быть приукрашены. Как видно, капитал из России бежит весьма и весьма активно:
- сильнее всего бегство в кризис: посмотрите на 1998, 2008 и 2014 годы. Олигархи не дураки и знают, когда лучше увести свои деньги куда-нибудь подальше из России;
- общее сальдо – глубоко в минусе. Это значит, что национальное богатство России постепенно убегает за границу;
- единственные 2 года с плюсом были аккурат перед кризисом – российские власти тогда сняли ряд ограничений на иностранные инвестиции и либерализовали валютное законодательство.
Выводятся средства несколькими способами: вкладываются в проекты за границей (в надежные активы развитых стран или в быстрорастущие рынки стран более бедных), уходят в офшорные зоны или просто бегут от налогообложения.
С офшорами все совсем печально. К настоящему времени сложилась такая ситуация, что самые крупные и стабильные российские корпорации почему-то зарегистрированы в иностранных юрисдикциях:
- ПАО «Северсталь» Алексея Мордашова (4 место в списке Forbes): контролируется через несколько офшоров на Кипре и Британских Виргинских островах;
- «Базовый элемент» Олега Дерипаски (19 место в списке Forbes): контролируется через фирму на острове Джерси, которая принадлежит другой фирме с Британских Виргинских островов;
- Норникель Владимира Потанина (6 место в списке Forbes): контролируется, в том числе, через компанию на Кипре.
Так что российские миллиардеры не особо горят желанием работать исключительно в России. Это во многом оправдано – при необходимости судебные иски будет рассматривать не российский суд, а, например, британский (в случае с БВО).
Но было бы нечестно не сказать, что некоторые иностранные инвесторы заводят капитал в Россию. Да, их меньше, и капитала они заводят не настолько много, но прецеденты есть.
Например, фонд частных капиталовложений Baring Vostok Capital Partners вложился во множество проектов в России, среди которых Яндекс, «Авито», Ozon, 1C, Тинькофф банк, СТС-Медиа и многие другие проекты. Фонд поддерживал молодых предпринимателей в самом начале их пути и помог встать на ноги.
Правда, основатель фонда Майкл Калви был задержан российскими правоохранительными органами и помещен под арест по весьма сомнительному обвинению. Сейчас он под домашним арестом, хоть уголовное дело до сих пор не развалилось.