Владельцы многих бизнесов не считают, что бизнес-стратегия необходима. Это как жить сегодняшним днем: можно, но совсем неэффективно.
Только представьте, что сейчас Вы получаете доход в 1 млн. рублей, а завтра внезапно Ваш товар перестают производить. И вот что делать в такой ситуации? Сейчас расскажу.
Давайте начнем с определения. Для справки, термин прочно засел в теории менеджмента еще с 1960-х годов.
Бизнес-стратегия – это комплексная программа действий, направленная на развитие компании и определенная на длительный период. Основывается на миссии организации.
Любопытно, что еще в дореволюционный период в России (1860-е годы) уже вовсю применяли схожие наработки, которые назывались стратегическим планированием. Ну хоть и выглядело это не так агрессивно, как сейчас, но суть-то была точно такой же.
Так все-таки, нужна или нет бизнес-стратегия организации? Чтобы дать ответ, представьте себе, что Ваш бизнес похож на самолет.
И вот он набирает высоту, взлетает в небо, таящее в себе множество опасностей. Но у командира воздушного судна нет ни компаса, ни карты, да и вообще он не понимает, куда дальше лететь.
В современных конкурентных условиях фирму без бизнес-стратегии хочется сопоставить даже не с красивым парусником, а с бомжом (извините за сравнение), поскольку он думает только о том, как добыть себе еду и прожить сегодняшний день.
При этом многие бизнесмены уверены, что в России строить стратегические планы нет никакого смысла. Сейчас на достижение успеха больше влияют связи, а не детально составленная бизнес-стратегия.
По этой причине и руководители малого и среднего сегмента бизнеса плохо представляют себе развитие своего предприятия не то что на долгий срок, но даже в рамках текущего года.
Поэтому отмечу четыре главные причины, которые подтвердят необходимость составления собственной бизнес-стратегии.
1. Руководство
Прежде всего, бизнес-стратегия является отличным руководством для реализации миссии. Она позволяет отметить на вопрос: «Как?». К примеру, «Как увеличить объем продаж?», «Как сохранить лидерство на рынке?» и т.д.
Но не забывайте про сам продукт, поскольку на нем и основана дальнейшая разработка.
Итак, сначала сформулируйте миссию – это то, к чему стремится Ваша фирма. Следующим шагом разработайте стратегию, то есть с помощью вопроса: «Как?» опишите, как осуществить Вашу миссию. Наконец, переходите к продукту как инструменту для реализации бизнес-стратегии.
Для наглядности рассмотрим пример.
Представьте, что Вы занимаетесь продажей динозавров. Тогда очень упрощенно Ваши действия будут такими:
1) Миссия – «Наша организация должна продавать больше динозавров!»
2) Стратегия – Вопрос с «Как?»: «Как мы можем продать больше?» Ответ: «Повысим их привлекательность!»
3) Продукт – «Что мы можем сделать, чтобы они были привлекательнее?» «Можно прокрасить их в желтый цвет!».
В результате разработанное стратегическое руководство будет сформулировано так: «Чтобы продавать больше динозавров, нужно повысить их привлекательность с помощью покраски в желтый цвет». Теперь нужно решить, каким образом это реализовать на практике:
1. Организовать покрасочный цех. Потребуется помещение с большой площадью, животные-то немаленькие.
2. Нанять сотрудников. Вряд ли найдется много желающих.
3. Наладить логистику. Поставка живности и желтой краски.
4. Создание рекламной кампании. Побольше креатива. И т.д.
Приведенный пример, конечно же, очень утрирован, поскольку данная бизнес-стратегия основана на улучшении только одной из сторон продаваемого товара, поэтому маловероятно, что она приведет к успеху. Для получения результата требуется комплексный подход.
2. План
Стратегия служит и последовательным планом действий на продолжительный период времени. На самом деле такой подход следует из трактовки понятия «бизнес-стратегии», но почему-то у многих это все равно вызывает затруднения.
В качестве программы действий стратегия не является огромным перечнем инструкций для работников, которые обязательны к исполнению. Напротив, это то, на чем нужно сделать акценты для выполнения стратегической цели. В нашем примере – это заполнить весь рынок желтыми динозаврами.
Отмечу, что миссия именно для того и предназначена, чтобы кратко сформулировать суть бизнес-стратегии.
Еще один пример. Миссия компании «Додо Пицца» звучит так: Быстро привезем горячую пиццу по низким ценам не позже получаса после заказа. Видно, что все главные аспекты стратегии учтены, и на основе них с легкостью можно составить план действий.
Далее следует разобрать эту миссию на отдельные элементы и изучить их смысл:
«Быстро привезем…» - требуется хорошо налаженная организация службы курьерской доставки.
«…горячую пиццу…» - создание условий хранения и упаковки, чтобы сохранить пиццу горячей.
«…по низким ценам…» - мониторинг конкурентов, применение различных инструментов сокращения себестоимости, уменьшение транспортных издержек и др.
«…не позже получаса после заказа». – отличная организация взаимодействия службы приема заказов, производства и отдела доставки.
Таким образом, план действий компании «Додо Пицца» выглядит следующим образом:
- Создание службы доставки, исследование возможных рисков;
- Создание и усовершенствование упаковки, позволяющей поддерживать необходимый температурный режим;
- Определение инструкций по взаимодействию различных отделов;
- Формирование мотивационной системы работников;
- Исследование конкурентов;
- Подбор новых поставщиков и др.
В результате получается, что всего два предложения имеют большое значение. Следовательно, если у Вашей компании возникают трудности с тем, чтобы составить программу действий, то рекомендую отталкиваться от миссии. Либо вернуться к ней спустя какое-то время, если у Вас сейчас все в порядке.
3. Правила
Бизнес-стратегия – определенный набор правил, которые служат некими ориентирами, чтобы понять, насколько мы далеко для достижения желаемой цели.
Ориентируйтесь на них не только для анализа результатов деятельности, но и при различных взаимодействиях как в самой организации, так и с окружающим миром.
Подобная политика используется в деятельности предприятия «Volkswagen». И выглядит она так: Удовлетворять потребителей путем обеспечения легковыми и грузовыми автомобилями высокого качества. Сама формулировка огромна, поэтому рассмотрим только самое начало, этого вполне хватит для разбора.
1. «Удовлетворять потребителей...» - сделать все для удовлетворения нужд клиентов.
2. «...высокого качества...» - следить за уровнем качества, это секрет успеха.
3. «...легковыми и грузовыми автомобилей...» - фирма занимается только такими видами автомобилей, за тракторами и прочим обращайтесь в другое место.
4. Направления
Бизнес-стратегия поможет в определении курса для Вашей фирмы. Важно помнить, что для движения по пути к намеченной цели следует придерживаться принципов: не уходить с тропы, не вести разговор с волками, не инвестировать средства в бинарные опционы.
В основном, такому подходу следуют крупные корпорации, чтобы принять решение относительно каждого направления в своей деятельности: какое из них стоит дальше развивать, какое – лучше завершить, а какое – начать.
Думаю, мы разобрались, что бизнес-стратегия нужна, в противном случае это грозит тяжелыми последствиями. Можно сформулировать разные бизнес-стратегии, но они все будут направлены на помощь руководителю в принятии правильных решений.