Вы, вероятно, помните, как на уроках литературы учитель рассказывал вам, что предком русского поэта Александра Сергеевича Пушкина был «арап Петра Великого» Ганнибал Арам Петрович, а предком Михаила Юрьевича Лермонтова — шотландец Learmonth, наемник польской армии, поступивший на службу к русскому царю. И сомневаться в правдивости этих данных не приходится, поскольку проследить родословную поэтов довольно легко.
Другое дело — родословная дворянских и боярских родов, вносимая в «Бархатную книгу» до XVII века. Долгое время эта книга была единственным источником информации о родоначальниках русских дворянских семей. И здесь со слов князей, дворян и бояр записывалось, от кого ведет свое начало их род.
Например, Иван Грозный утверждал, что рюриковичи — потомки византийского императора Августа. Но по другой версии, записанной со слов самого Ивана IV, предками царя были германцы. Двоюродный брат великого русского полководца князя Александра Васильевича Суворова, Федор Александрович, родоначальником рода Суворовых называл представителя благородной шведской фамилии Сувора. Он уверял, что Сувор приехал в Россию при царе Михаиле Федоровиче и остался служить русскому государю. Но некоторые исследователи уверены: фамилия Суворов произошла от прозвищного имени Суровый.
Надо сказать, что в XV-XVII веках, когда составлялась «Бархатная книга», многие московские князья и бояре называли себя потомками знатных фамилий. Это происходило так часто, что правительство, стремясь выявить обманщиков, даже ввело специальные меры. Власти страны предлагали другим представителям дворянского (боярского) рода признать (или не признать) своих «дальних родственников».
Дворяне, составляя свое генеалогическое древо для «Бархатной книги», указывали своим родоначальником иностранца. Почему? Так было принято. Как было принято в XVIII-XIX веках говорить исключительно по-французски, даже с домашней прислугой. Дворяне были уверены: красивая легенда о происхождении их рода поможет им занять высокую должность на государевой службе. Титулованные бояре уверяли, что предок их рода — представитель знатной литовской, польской, шотландской или германской династии. А нетитулованные уверяли, что являются потомками дружинников Александра Невского или Дмитрия Донского.