Если вы не знаете, кто такой Морис Метерлинк, вы, вероятно, подумали, что это какой-нибудь режиссёр. Это не так. Но не спешите закрывать статью!
Речь пойдёт о писателе-символисте, лауреате Нобелевской премии по литературе, и о его коротких леденящих душу пьесах. Каждая из них читается за полчаса, но навсегда остаётся в памяти глубоким рубцом.
Закрывайте окна и двери. Или не закрывайте. Вам всё равно не спастись от кошмара, который настигнет вас тогда, когда вы совсем этого не ждёте.
«Слепые» (1890)
Пространство принадлежит 12 слепцам, 1 зрячему младенцу и 1 мертвецу. Слышен шум океана, шорох осенней листвы...
Слепые постояльцы приюта, младенец и священник вышли на прогулку, однако теперь поводырь мёртв, а дом оказался совсем далеко. Зачем их сюда завели? Почему умер священник? И кто теперь придёт за теми, кто остался в живых?
Пьеса постоянно держит в напряжении и оставляет много вопросов. Всё в лучших традициях жанра. Для любителей обнаруживать символы и трактовать их значения тут очень много материала для размышления.
«Непрошенная» (1891)
Впрочем, образы и детали работают в каждом произведении Метерлинка. Итак, в этот раз мы оказываемся в зале на втором этаже, с трёх сторон - три двери. Окно выходит в сад, ярко освещённый луной.
Стандартный набор Метерлинка: мужчины, женщины, старик и младенец. В комнате шестеро. А, может, семеро?
Этого никто не видит?
«Там, внутри» (1894)
История банальная, но ракурс для неё выбран необычный. Юная девушка, одна из любимых дочерей, утонула в реке. Вероятно, покончила с собой. Теперь об этом надо рассказать её семье...
У окна стоят двое: старик и «незнакомец». Они никак не решаются сообщить новость тем, кто спокойно проводит обычный вечер и не ждёт от него ничего дурного.
Наполненные деталями и образами, пьесы Метерлинка занимают ваше сознание очень надолго. Они демонстрируют читателю экзистенциальный ужас в оболочке символизма.
Молчание.
Вы слепы, и ваш поводырь мёртв.
Молчание.
Вы думаете, вы в безопасности? Может быть. Но окна и двери не спасут вас от Неизбежного.
Екатерина Овчинникова, 26.10.2019
Читайте также:
«Убийство священного оленя» — триллер для всех, кому надоели триллеры
Ужас в деталях и символах. Рассказ Чехова «Спать хочется»
Сегодня ты читаешь Ричарда Бротигана