Недавний экономический рост в Африке вызвал горячие споры по поводу его источников и устойчивости. Некоторые утверждают, что рост на всем континенте в основном является результатом бума в горнодобывающей промышленности и роста цен на сырьевые товары.
Тон этого послания заключается в том, что когда цены на сырьевые товары падают, то же самое произойдет и с темпами роста в Африке.
Еще более серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что недавний экономический рост в Африке не сопровождался адекватными структурными изменениями.
То, что рассматривалось как плохие перспективы индустриализации, заставило некоторых утверждать, что нам необходимо оправдать наши ожидания относительно будущих перспектив роста Африки.
В настоящем документе мы утверждаем, что недавний экономический рост в Африке не совсем понятен. Мы точно знаем, что рост не был вызван крупномасштабным трудоемким производством, как это было во многих развивающихся странах Азии.
Однако мы также не знаем о той роли, которую внутренние рынки и малые и средние предприятия сыграли в недавнем экономическом росте Африки.
Рост Африки характеризуется рядом уникальных обстоятельств. В отличие от Азии, где структурные преобразования проводились с ориентацией на экспорт обрабатывающей промышленности, в Африке доминирующее положение занимал рост в промежуточном секторе, который в основном обслуживал внутренние рынки.
Это наблюдение заставило некоторых скептически относиться к устойчивости этого роста.
Считаем, что особенности недавнего экономического роста в Африке требуют нового мышления о росте. С этой целью разрабатываются рамки двойной экономики, предусматривающие сосуществование закрытой и открытой современной экономики.
В этих рамках подчеркиваем разнообразие и неоднородность видов деятельности, характерных для современной экономики африканских стран.
Эти виды деятельности не могут быть четко разделены по отраслевым направлениям, таким как сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность. Вместо этого, характеризуем их тем, обслуживают ли они внутренний рынок (закрытый современный) или международный рынок (открытый современный).
Африка сосредоточивает внимание на притоке иностранных инвестиций, поскольку аргументы в пользу устойчивости в основном сводятся к опасениям, что если приток иностранных инвестиций прекратится, то и рост будет продолжаться.
Однако эти результаты являются общими для страны, в которой приток иностранных инвестиций осуществляется главным образом за счет природных ресурсов.
Используя модель общего равновесия, моделируется два сценария роста на период 2012-2025 годов: первый основан на сохранении высоких темпов роста притока иностранного капитала, а второй - на существенном сокращении притока иностранного капитала.
считается, что дифференцированное воздействие уровней притока иностранных инвестиций на экономический рост в масштабах всей экономики является незначительным; разница в темпах роста в масштабах всей экономики между этими двумя сценариями составляет менее 0,1 процентного пункта.
Однако структура экономического роста существенно различается в зависимости от предположений о притоке иностранных инвестиций. Приток иностранных инвестиций финансирует инфраструктурные инвестиции, но они также влияют на реальный обменный курс.
Таким образом, высокий и устойчивый приток иностранных инвестиций стимулирует рост прежде всего несельскохозяйственной части закрытой экономики.
И наоборот, приток иностранных инвестиций оказывает негативное влияние на рост открытой экономики, снижая конкурентоспособность экспортируемых товаров.
Наконец, когда экономический рост в меньшей степени зависит от притока иностранных инвестиций, вклад структурных изменений, обусловленных расширением открытой современной экономики, в общий рост выше, поскольку производительность труда в открытой современной экономике значительно выше.