Найти в Дзене
ActivityEdu

Марина Битянова: организация пространства класса влияет на успехи детей

Оглавление

Мебель, освещение, температура в школьном классе − эти и другие составляющих оказывают влияние на учебный процесс. Например, оттого, сидит ли школьник во время урока на твердом стуле со спинкой или на мягком пуфике, за обычной партой или за высоким столом, зависит его работоспособность, а значит и эффективность обучения в целом. Это подтвердили специалисты финской компании ISKU в ходе эксперимента на выставке BUILD SCHOOL 2019 в Москве.

Каждая конкретная ситуация урока требует определенной рассадки учеников. Если педагог объясняет материал, то ребята должны сидеть лицом к учителю, за партами. Для групповой и индивидуальной работы более удобна мебель, которую можно легко двигать и трансформировать. 

Все начинается с рабочего места ученика, − отметила Марина Битянова, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси». – Тому, у кого удобное и комфортное место, лучше думается. Образовательная среда рождается тогда, когда ученик готов слушать и слышать педагога, и ему для этого создают условия. Дальше уже дело за мастерством учителя.

В подтверждение своих слов Марина Битянова провела урок для гостей выставки, в ходе которого они не просто выполняли задания, но и пересаживались после каждого этапа: со стульев на пуфики и диваны, из-за низких столов за высокие, ближе и дальше от эксперта. В конце психолог попросила участников вспомнить свои ощущения от каждого места, на котором они сидели, и описать свои эмоции.

Что отметили участники:

Местоположение мебели:

  • За большим столом на обычных стульях прямо перед экспертом: комфорт, статичность, эргономичность, рабочая атмосфера, адекватное для понимания расстояние.
  • За большим столом прямо перед экспертом, но на пуфиках: эффективность, активность и даже надёжность.
  • За маленькими столами, расположенными позади большого стола: дискомфорт, неудобство, незащищенность. При этом участник, который сидел за одним из таких столов, прокомментировал, что он отрегулировал его под себя, и место стало самым удобным.

Виды мебели:

  • За высоким столом и на высоких стульях: комфорт, включенность и удивление.
  • На диване с маленькими столиками: отстранненость (с негативным оттенком).
  • На пуфиках (в стороне): дискомфорт, отсутствие интереса; концентрация внимания, защищенность и даже интерес.

Примечательно, что участники испытывали совершенно разные, а иногда и противоречивые эмоции, сидя на стульях и пуфиках в разных точках экспериментальной площадки.

Влияние на обучение других элементов пространства класса

Кроме того, эксперты ISKU представили гостям выставки диаграмму, на которой отображены элементы пространства в школах, влияющих на преподавание и обучение.

Рисунок 1. Процентное соотношение факторов академического развития (The Impact of School Infrastructure on Learning: A Synthesis of the Evidence. World Bank, 2018).
Рисунок 1. Процентное соотношение факторов академического развития (The Impact of School Infrastructure on Learning: A Synthesis of the Evidence. World Bank, 2018).

По мнению руководителя направления «Образование» компании ISKU Элизы Тарвайнен, даже минимальные изменения в физической среде обучения могут способствовать улучшению успеваемости, благополучия и качества учебного процесса. Правильно спроектированные помещения в школе помогают улучшить работоспособность учеников на занятиях.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.