Фамилия Юсуповых давно на слуху, но в последние сто лет это было связано прежде всего с князем Феликсом Феликсовичем. Тем самым, который убил Распутина. Однако и предки князя были не менее выдающимися. И один из них — прадед Николай Борисович Юсупов (1750-1831).
Впрочем, вернемся к Феликсу Феликсовичу: его мемуары помогут нам восстановить портрет Николая Борисовича, каким его знали не очень отдаленные потомки.
Феликс писал: «Князь Николай — лицо в нашем семействе их самых замечательных. Умница, яркая личность, эрудит, полиглот, путешественник, он водил знакомство со многими знаменитыми современниками, покровительствовал наукам и искусствам, был советчиком и другом императрицы Екатерины II и ее преемников императоров Павла, Александра и Николая I».
Итак, Николай Борисович родился в одной из богатейших семей империи. В молодости, путешествуя по Европе, князь полюбил искусство и стал заниматься коллекционированием. Благодаря этому увлечению он сумел заполучить особое место подле Екатерины Великой, помогая ей приобретать шедевры. Юсупов быстро продвигался по карьерной лестнице: и как государственный деятель, и как большой знаток искусств. В годы правления Павла I под его ведомством находился сам Эрмитаж.
Чтобы разместить созданную за предыдущие годы коллекцию предметов искусства, в 1810 году Николай Борисович приобрел усадьбу Архангельское, которая стала одним из самых ярких его проектов. Здесь не только расположились музейные диковинки, но вырос большой архитектурно-парковый ансамбль.
После войны с Наполеоном и вспыхнувшего здесь крупного пожара усадьбу пришлось восстанавливать. Князь не поскупился на лучших архитекторов своего времени и превратил Архангельское в чарующий «подмосковный Версаль».
Вот что писал об Архангельском Феликс Феликсович: «Парк был разбит на французский манер. Три террасы с мраморными статуями и вазами спускались к реке. Грабы окаймляли зеленый ковер посередке. Всюду — рощицы и фонтаны. У воды четыре домика, вкруг каждого — двухсотметровая оранжерея».
В собрание Юсупова входили работы Рембрандта, Жака-Луи Давида, Корреджо, Тьеполо, Франсуа Буше и других именитых художников. Сегодня они принадлежат фондам крупнейших российских музеев. Но при Николае Борисовиче они «населяли» Архангельское.
Впрочем, князь поддерживал не только живопись и архитектуру, свидетельствует Феликс: «В усадебном парке построил театр, завел труппу актеров, музыкантов и танцовщиков и давал представления, о которых долго помнили москвичи. Архангельское стало художественным центром, куда ездили и свои, и чужие».
В разные годы усадьбу посещали Николай Карамзин, Александр Пушкин, Александр Герцен, а также Александр I и все последующие российские императоры.
Князь скоропостижно скончался в 1831 году от холеры, успев оставить потомкам масштабное художественное наследие. Оно перешло к младшим Юсуповым, а после 1917 года собрание было национализировано. Сегодня наибольшим количеством юсуповских предметов владеют ГМИИ им. Пушкина, Государственный Эрмитаж и Государственный музей-усадьба «Архангельское».
Мы надеемся, вам понравилась эта статья! Поддержите нас лайком — это поможет каналу развиваться.
Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить новые публикации об истории и искусстве.
Возможно, вам будет интересно:
Величайшие меценаты в истории. Семейство Медичи
«Фарфоровый король России» и его влияние на рынок антиквариата
Любимец цариц, хитрый бизнесмен и меценат Савва Яковлев
Антиквариат музейного уровня здесь: www.vremena.art.