Найти тему
Патриаршие

Театры вокруг Патриарших: премьерные спектакли сезона

Российская премьера оперы «Октавия. Трепанация» Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского в Электротеатре «Станиславский»

Опера Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация» – первый опыт копродукции Holland Festival и российского театра. Премьера оперы состоялась в рамках основной программы юбилейного Holland Festival в июне 2017 года на сцене Muziekgebouw, крупнейшей в Европе площадки для исполнения современной музыки. «Октавия. Трепанация» – музыкально воплощенная рефлексия на тему насилия и тирании. Либретто оперы основано на эссе Льва Троцкого о Ленине (1924) и фрагментах приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне. 

Для российской премьеры, которая состоялась в октябре 2019 в Электротеатре Станиславский на Международном фестивале-школе современного искусства «Территория», создана специальная версия оперы, являющаяся уникальным примером междисциплинарного проекта на стыке актуальной музыки, инсталляции и театра. 

«Инспектор пришёл» в Театр имени А.С. Пушкина

Фото: пресс-служба Театра имени А.С. Пушкина
Фото: пресс-служба Театра имени А.С. Пушкина

Обращение к тексту классика английской драматургии Дж.Б. Пристли в юбилейный для театра сезон символично – мировая премьера пьесы состоялась на сцене Камерного театра (6 июля 1945 года).Сюжет разворачивается вокруг респектабельного семейства Берлинг. В разгар небольшого торжества на пороге комфортабельного дома появляется загадочный полицейский инспектор Гул. Его расследование самоубийства молодой безработной девушки переворачивает жизнь семьи с ног на голову: оказывается, что у каждого спрятан скелет в шкафу. Каждый герой исповедуется инспектору, рассказывает то, что скрывал даже от самых близких людей. И только когда инспектор покидает дом, герои задаются вопросом о его собственной персоне. Кто был этот безжалостный таинственный человек?.. «Инспектор пришёл» –  не только классический психологический детектив, но и горькая притча о хрупкости жизни, о том, что грубое слово или чёрствое равнодушие могут полностью изменить судьбу другого человека.

«Норма» в Театре на Малой Бронной

Афиша спектакля "Норма
Афиша спектакля "Норма

Театр на Малой Бронной переехал в «Театрально-концертный зал на Яузе», все спектакли на время ремонта будут идти там. Первым станет «Норма» Максима Диденко по мотивам первого романа Владимира Сорокина (совместно с Мастерской Брусникина).

Максим Диденко, режиссер: «Этот текст как сверло, которое вынимает метафизическую основу русского сознания. Понятие нормы с одной стороны статичное, но в то же время текущее: норма постоянно меняется, время течет, жизнь идет, мы меняемся и не замечаем, как нормой становится то, что какое-то время назад было невозможно представить. Русский человек привыкает порой к радикальным и ужасающим вещам, и хочется это исследовать. Этот текст как ребус, который хочется разгадать».

Постановка станет синтезом музыкального, танцевального, перформативного и диджитального искусств.

Затем спектакль войдет в основной репертуар Театра на Малой Бронной.

«Убивец» в театре «У Никитских ворот»

Марк Розовский о новой постановке:

— Наше прочтение Достоевского зиждется на литературоведческом открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» ПОЛИФОНИЧЕСКИМ романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажной системе этого произведения. Сразу стали ясны многие чрезвычайно важные вещи — бесовская вседозволенность Раскольникова и Свидригайлова, грех кровопролития и насилия как результат вселенского безбожия, невыносимость мерзости убийств и грязи в реалиях жизни. Наш жанр – площадное действо с его «карнавализацией» и многоголосием, — по Бахтину.

Феноменальная актуальность романа делает его нашей настольной книгой. Убежден, если бы в мире почаще читали Достоевского, может быть, в нашей жизни было бы чуточку меньше насилия, беспредела и больше человечности.

«Занос» в театре «Практика»

Спектакль по пьесе Владимира Сорокина предлагает новый взгляд на извечный русский миф о власти и насилии как движущем механизме истории. Герои «Заноса» – элита, те, кто успешно встроился в общество, обеспечив себе благосостояние, свободу и неприкосновенность. Их мир – вечный праздник в роскошной подмосковной усадьбе, куда совсем скоро ворвется новая безжалостная сила. Сорокин, великий стилист, сочетает несочетаемое и строит пьесу на многослойной эстетической игре, где главным антигероем становится вывернутый наизнанку язык. И язык оказывается смертельнее любого оружия. «Занос» — это настоящая антиутопия, пронизанная чеховскими мотивами: здесь праздные, безмятежные разговоры накануне неминуемого краха соседствуют с фантастической, но такой знакомой реальностью сорокинской России.

________________________________

Автор: Владимир Степанченко

Подписывайтесь на блог «Патриаршие»