Из цикла "Пленники судьбы"
«М.И. Вавич - церковный деятель» - цитата из энциклопедии «Русские в Северной Америке».
Про Михаила Ивановича Вавича можно сказать и так, ведь он на собственные средства выстроил русский храм в Калифорнии и стал его усердным прихожанином.
И всё-таки прежде всего Вавич - Артист с большой буквы!
Популярнейший русский певец в двадцатые годы прошлого столетия был ещё и знаменитым американским киноактером, снявшимся в двадцати четырёх фильмах.
В феврале 1928 года газета «Los Angeles Sunday Times» опубликовала коллаж из фотографий самых популярных голливудских артистов. Так вот на нём изображение Михаила Вавича было напечатано и выше и крупнее фоток таких звёзд как Чарли Чаплин и Лоренс Оливье!
Уроженец Одессы, по крови черногорский князь, своим бархатным басом Михаил Вавич покорил русскую публику с подмостков петербургских театров «Буфф» и «Палас».
Свою артистическую карьеру Вавич начал в 1906 году, исполнив в оперетте «Веселая вдова» незатейливую песенку «Качели».
Но шла русско-японская война и в исполнении Михаила звучали пронзительные строки:
…Тихо вокруг, ветер туман унес,
На сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышат слез.
Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня!...
И всё-таки Михаил Вавич полюбился публике по выступлениям в оперетте и в жанре цыганского романса.
Раз юною девицею,
Румяной, круглолицей,
С предлинною косой,
Я увлекся всей душой!
Колокольчики-бубенчики звенят, звенят.
Об ошибках моей юности твердят, твердят!
Полюбил её каналию,
разрешала брать за талию,
ну а больше ни-ни-ни
даже боже сохрани…
Задорные песни Михаила Вавича звучали из труб граммофонов по всей стране.
А на последнюю да на пятерочку
Куплю я тройку лошадей,
И дам я кучеру на водку:
Эх, погоняй, брат, поскорей!
Чего-то нет, чего-то жаль,
Куда-то сердце мчится вдаль...
А понапрасну, Рома, ходишь,
А понапрасну ножки бьешь,
А поцелуй ты не получишь,
Ах, босиком домой пойдешь!
Ай, где ж вы кони вороные?
Ах, унесите ж вы меня
Туда, где девки молодые
И ночи, полные огня!..
Фирмы грамзаписи наперебой «дрались» за возможность привлечь певца в свою студию. Вот, что писал журнал «Граммофонный мир» в 1913 году: «Акционерное общество «Граммофон» возбудило иск против Михаила Вавича за нарушение последним договора с компанией. Нарушение это вызвано якобы тем, что г-н Вавич, вопреки контракту, напел пластинки в других звукозаписывающих фирмах… и представило в суде очень веские доказательства вины г-на Вавича. Последний, однако, отрицает нарушение договора, утверждая, что он пел в других обществах ещё два года назад и в свою очередь предъявил встречный иск АО «Граммофоны» в размере 15 тысяч рублей».
Революция перевернула судьбу певца.
Вавич уехал в Польшу, затем присоединился к эмигрировавшей из России известной труппе Никиты Балиева «Летучая мышь» и гастролировал с ней по всему свету. Наконец он попал в США, переквалифицировавшись в голливудского актера.
В Голливуде Михаил Иванович Вавич стал президентом Русско-американского артистического клуба. «В клубе было больше двадцати артистов и хороший балалаечный оркестр из девяти музыкантов. Ставили программу два раза в неделю – по средам и субботам. К нам в клуб приходили студийные тузы, продюсеры, режиссеры и экранные звезды. Через студийных тузов нам, клубным артистам, перепадало работать на съемках статистами. Жилось нам в то время, можно сказать неплохо, несмотря на большую безработицу в Америке – около пятнадцати миллионов человек» - вспоминал член клуба, казак, мастер джигитовки и танцор Г.А.Солодухин.
Неожиданно и скоропостижно «Веселящийся король» опереточной сцены, Миша Вавич, умер от сердечного приступа… Накануне он ужинал в компании друзей. Был весел, смеялся, пел, как всегда. Но уже утром – 5 октября 1930 года – он почувствовал себя плохо. Однако, выбрал из гаража свой «Паккард», и поехал в церковь. В церкви ему стало хуже, и он попросил своего друга пианиста Темкина, поехать вместе за город – освежиться… Вавич сидел за рулём и говорил о том, что на воздухе ему значительно лучше… Вдруг машина метнулась по кривой и стала. Рука Вавича лежала на ручке тормоза, но сам он уже не дышал… Русская колония Голливуда осиротела» - сообщал газетный некролог.
Рижская газета «Сегодня» откликнулась на смерть в октябре 1930 года: «…Вавич не пренебрегал никем, относился к товарищам без малейшего фанфаронства, никогда ничем не обнаруживая своего превосходства, не только словом, отношением, но и делом, помогая всем, чем мог… Красивый, изящный и темпераментный он верил в своё дело не только верой профессионала. Ему не нужен был антураж сцены – рампа, грим и кулисы, чтобы зажечься восторгом актёрского вдохновения… Грациозная фигура, красивое лицо, с милым, ласковым выражением, - лицо талантливого опереточного артиста, весельчака, шутника, общего дружка, и с этим образом не вяжется только одно представление – о смерти».
Подробности в книге Владлена Дорофеева «Пленники судьбы и истории» https://ridero.ru/books/plenniki_sudby_i_istorii/
Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации:
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!