Найти в Дзене

Как русский музыкант Севастьян Вальднер изобрёл высокоскоростной монорельсовый аэропоезд

Хочется рассказать о судьбе двух незаслуженно забытых отечественных героев. Один из них неодушевлённый - первый в мире действующий высокоскоростной монорельсовый аэропоезд. Это был настоящий прорыв в технической мысли ХХ века! Второй герой - человек удивительной судьбы, конструктор поезда, философ, музыкант и изобретатель-самоучка Севастьян Севастьянович Вальднер, из обрусевшего рода эльзасских немцев - баронов фон Вальднеров, осевших в Вышнем Волочке.

ПРО СУПЕРСКОРОСТНОЙ МОНОРЕЛЬСОВЫЙ АЭРОПОЕЗД ВАЛЬДНЕРА

Проект аэропоезда С. Вальднера прославился не только в СССР, но и за рубежом.

Обложка американского научно-популярный журнал «Popular science». Из семейного архива
Обложка американского научно-популярный журнал «Popular science». Из семейного архива

В июле 1934 года американский научно-популярный журнал Popular Science опубликовал статью о новом советском проекте и даже поместил рисунок аэропоезда на обложку.

В материале утверждалось, что советское правительство собирается строить в Туркестане три монорельсовые линии общей протяженностью 332 мили (530 км), которые пересекут пустыни и реки. Аэропоезда с дизель-электрической силовой установкой смогут развивать скорость до 180 миль в час (около 290 км/ч).

Иллюстрация в американском научно-популярном журнале «Popular science». Из семейного архива
Иллюстрация в американском научно-популярном журнале «Popular science». Из семейного архива

Также американские журналисты упомянули, что новые советские аэропоезда будут пересекать реку Амударья шириной около 2 километров весьма интересным способом: прибыв на берег, они смогут спускаться на воду, переплывать реку своим ходом и на другом берегу вновь подниматься на монорельс.

-3
-4
Аэропоезд Вальднера на испытаниях. Фото из семейного архива.
Аэропоезд Вальднера на испытаниях. Фото из семейного архива.

В октябре 1933 года рабочая модель аэропоезда, в одну десятую часть натуральной величины, прошла первые испытания на экспериментальной деревянной эстакаде в московском парке культуры и отдыха имени М. Горького. Протяженность пути была всего лишь 474 метра с двумя закруглениями эстакады радиусом 36 метров, но этого хватило для установления тогда мирового рекорда скорости – 120 километров в час!

Успех вдохновил руководство Наркомата путей сообщения к развитию проекта. Севастьяну Вальднеру и его коллегам - сотрудникам Центрального института сооружений поручили подготовить новые испытательные площадки.

Строительство опытной монорельсовой дороги.  Фото из семейного архива.
Строительство опытной монорельсовой дороги. Фото из семейного архива.

В 1934 году в подмосковном Бутове появился новый опытный трек длиной в восемь километров, а на станции Северянин под Москвой построили и испытали участок эстакады с монорельсом в натуральную величину.

Проект опытной монорельсовой дороги.  Фото из семейного архива.
Проект опытной монорельсовой дороги. Фото из семейного архива.

В 1935 году Вальднер выехал в Туркмению. Там шла подготовка трассы опытного кольца эстакады Ташауз (ныне Дашогуз) - Чарджоу (ныне Туркменабат) для аэропоезда в натуральную величину.

Аэропоезд С. С. Вальднера. Худ. В. Шмерлинг. 1930-е годы
Аэропоезд С. С. Вальднера. Худ. В. Шмерлинг. 1930-е годы

Но в 1936 году по приказу Наркомата путей сообщения НКПС “Бюро аэропоезда Вальднера” неожиданно ликвидируют.

Разбирают эстакаду в парке Горького. Все документы, а их было около шестисот рабочих чертежей, не считая расчетов и текстового материала, передают в архив… 

Тайна закрытия проекта не рассекречена до сих пор.

В НКВД Вальднера причислили к «неблагонадежным», но не арестовали.

Его конструкторское бюро продолжало проектировать и внедрять железнодорожную технику...

ИЗ ВОЛЬНОДУМЦЕВ И МУЗЫКАНТОВ - В КОНСТРУКТОРЫ

«Неблагонадежным» Вальднер считался и в юности. Парень рос неординарный, с большими математическими и философскими задатками, с непростым характером. В 1894 году за чтение нелегальной литературы и вольнодумных газет юный Севастьян Вальднер был исключен с четвертого курса Императорской Николаевской царскосельской мужской гимназии, но 1897 году был восстанавлен в том же классе. Однако вскоре добивается перевода в Комиссаровское техническое училище.

С. Вальднер., 1890-е годы. Фото из семейного архива.
С. Вальднер., 1890-е годы. Фото из семейного архива.

По высочайшему императорскому повелению, 7 июня 1900 года будущему изобретателю было определено: «...по вменении в наказание предварительного заключения, подчинить гласному надзору полиции на год в месте жительства родителей» в городе Твери. В 1901 году Севастьян жил в Вильне, нынешнем Вильнюсе. С 1902 года с него было снято запрещение проживать в столицах и Петербургской губернии, наложенное по окончании срока надзора.

С. Вальднер., 1900-е годы. Фото из семейного архива.
С. Вальднер., 1900-е годы. Фото из семейного архива.

С 1902-го по 1905 годы юный бунтарь уже учился в Московском филармоническом училище по классу игры на скрипке и с успехом участвовал в концертах. В 1907 году Севастьян проживал в имперской столице, на Невском проспекте...

-11
Фото из семейного архива.
Фото из семейного архива.

Он постоянно и мучительно искал себя. Изучал философию, писал картины и расписывал пейзажи бродячим фотографам. На Кавказе, для того чтобы набрать деньги на железнодорожный билет, редактировал и издавал приключенческий журнал, работал слесарем на сельскохозяйственном машиностроительном заводе в Красном Холме. 

При этом он всегда мог заработать копеечку, играя на своей старой итальянской скрипке «Винческо Понармо из Палермы» в оркестрах театров и ресторанов.

Его дочь вспоминает в интервью для нашего фильма: «Папа начинал свою карьеру музыканта с работы в большом симфоническом оркестре. Первая скрипка. Там он познакомился и подружился с виолончелистом Леопольдом Витольдовичем Ростроповичем, будущим отцом ныне знаменитого виолончелиста Мстислава Леопольдовича.

И вот, два молодых, уверенных в себе музыканта, решили посмотреть мир. Отправились на Запад, по странам, по пути зарабатывая участием в концертах, давая сольные выступления. Однажды, где-то в Прибалтике, никто скрипку и виолончель слушать не захотел. Деньги кончились. Обратились в «Русский ресторан» с русской кухней. Хозяин ресторана сказал: «Вот если бы балалайка…». Папа умел играть на всём, что звучало,  и на балалайке, конечно. Хозяин дал ему инструмент, три дня на репетиции. Когда в назначенный день он пришёл к ресторану, то увидел плакат: «Проездом! Виртуоз на балалайке! Сергей Гуляев». Ему дали красную косоворотку, хромовые сапоги – и на сцену. 

Фото из семейного архива.
Фото из семейного архива.

Концерт прошёл с успехом. На заработанные деньги друзья поехали дальше. Так они добрались до Парижа. Там удалось удачно выступить. Их слушал один богатый меценат – коллекционер. Он пригласил друзей посмотреть свою коллекцию и предложил выбрать себе инструмент. Так у моего папы оказалась скрипка Винченце Панормо… Ростропович выбрал виолончель Страдивари, а папе больше понравилось звучание скрипки Винченце Панормо…ото из семейного архива.

В нашу проходную комнату однажды папа принес примитивный приемник с наушниками и стал слушать. Передавали музыку, виолончель. Папа страшно заволновался, стал звать маму, дал ей один наушник. Сказал: так может играть только Леопольд! По окончании передачи не сказали, кто играл. Папа написал письмо на радио. Ему ответили, что действительно играл Ростропович и прислали его адрес. Так друзья встретились вновь и уже не расставались до конца жизни. В войну оба умерли. Ростропович – в эвакуации, папа в Москве».

С. Вальднер на фронте в автороте, примерно лето 1916 г. Фото из семейного архива.
С. Вальднер на фронте в автороте, примерно лето 1916 г. Фото из семейного архива.

И всё-таки лишь на военной службе Севастьян Вальднер нашёл себя. Видимо, дисциплина обуздала характер и сублимировала его энергию в будущее призвание изобретателя. В 1915 году его мобилизуют в армию, определяют в автороту и... он влюбляется в механику, в моторы!

На фронте Вальднер любил выжить «душу» из автомобильного движка, а в минутах затишья с трепетом и удовольствием его «лечил» - перебирал, пытался усовершенствовать.

Фото из семейного архива.
Фото из семейного архива.

К счастью, Севастьян в своём командире роты, с не менее экзотической фамилией - Матиссон, нашёл энергичного единомышленника. Вместе они собрали из множества единиц разнокалиберного автохлама десяток машин. И вскоре энтузиасты   разработали и собрали из трофейных немецких запчастей своё первое детище - коробку скоростей для мотодрезины, которую они запатентуют под названием по первым слогам своих фамилий - «Система Матваль». А следом без чертежей и расчетов свою машину - автодрезину «Матваль».

Фото из семейного архива.
Фото из семейного архива.

К этому времени Вальднер, как ни странно, поумнел и уже отошёл от политики, он полностью поглощен конструированием новых моделей мотодрезин. Однако окончание работ по изготовлению мотодрезины совпало с Октябрьским переворотом 1917 года. И первый шестиместный «Матваль» понесся по рельсам, когда Матиссон и Вальднер стали красногвардейцами.

Севастьян Севастьянович взял на себя обязательство максимально быстро закончить конструирование своей бронедрезины с полюбившимся именем «Матваль». Для работы он выбрал спокойную в то время Кинешму, стоявшую в стороне от фронтов Гражданской войны.

Мотодрезина Вальднера. Фото из семейного архива.
Мотодрезина Вальднера. Фото из семейного архива.

Дрезину облицевали бронёй, установили на неё четыре пулемёта. Из Кинешмы на Петроград, со скоростью 80 километров в час, быстрее скорости скворца и современного экспресса «Красная стрела», гнал Вальднер бронированную машину на юденический фронт. Путь от Москвы до Петрограда, поражая дежурных по станции и начальников маршрутов, Вальднер сделал в девять часов тридцать минут. Стремительный бросок бронедрезины «Матваль» произвёл столь сильное впечатление на Феликса Дзержинского, что с его подачи, уже 27 декабря 1919 года в РСФСР было учреждено «Бюро по постройке моторных дрезин системы Матваль»», или по принятой тогда в РСФСР традиции словотворчества путем сокращений, — «Матвальбюро».

Первые советские бронедрезины «МАТВАЛЬ». Фото из семейного архива.
Первые советские бронедрезины «МАТВАЛЬ». Фото из семейного архива.

Так начинался его путь к созданию первого в мире скоростного монорельсового аэропоезда. Впереди  его ждали новые открытия и изобретения, всемирное признание его конструкторского таланта и полное забвение...

Он выполнил завещание отца «не быть чиновником, а делом послужить России».

Фото из семейного архива.
Фото из семейного архива.

 В семье Вальднера, если точно, то фон Вальднера, до сих пор сохранились уникальные документы: грамоты на права владения землями их предками – эльзасскими немцами. В зарубежной печати часто мелькают сообщения, что английский наследный принц Чальз нередко предпочитает обществу времяпрепровождение с баронессой фон Вальднер в её поместьях. Речь идёт о прямой родственнице талантливого российского изобретателя, предки которого приехали на службу русскому императору после Великой французской революции…

Подробности в книге Владлена Дорофеева «Пленники судьбы и истории» https://ridero.ru/books/plenniki_sudby_i_istorii/

Автор: Владлен Дорофеев

Публикации на тему: В. Дорофеев, «Из парка Горького в неизвестность…», ежемесячник «Ваш домашний консультант», №4, 1998 г., В. Дорофеев, книга «Лекарство от одиночества», очерк «Изобретатель монорельсовой дороги», Москва, 2005 г., ISBN 5—7949—0136—5

Другие публикации автора:

Купил Степан Смоляков гаубицу и пошёл воевать. Дошёл до Берлина
Истории русской провинции8 марта 2021
Слуга трёх разведок. Яков Смирнов работал на "белых", на "красных" и на японцев
Истории русской провинции9 февраля 2021
Неординарная судьба бывшего потёмкинца Ивана Лычёва после бунта на броненосце
Истории русской провинции30 января 2022

Фотографии из архива автора и семейного архива Лаврентьевых - Вальднеров

Спасибо за внимание!