Я работаю в Свердловской области на паре междугородних маршрутов, ну и иногда по заявкам. Начал в конце 2015 года. Обстоятельства, при которых так сложилось: в край надоела тогда работа юрисконсультом — захотел сменить сферу деятельности.
Чем сложнее, а чем проще водить автобус в сравнении с легковушкой? Чем проще — хорошая курсовая устойчивость. Даже лучше, чем у грузовика. Сложность, опять же, в сравнении с грузовиком — наличие длиннющих свесов (расстояние от покрышки до окончания бампера — как впереди, так и сзади). Особенно это доставляет при маневрировании в ограниченном пространстве.
У нас два автобуса — попеременке на одном или другом езжу. Один — Daewoo BH120, другой — Kia Granbird.
Грандбёрд может разогнаться до 140км/ч, но делать этого не стоит — за 10 минут такой езды, особенно со спусками подъемами, можно прикончить двигатель.
Если я в рейсе на маршруте, первое и самое обязательное — перед рейсом нужно хорошо выспаться. Это самое главное условие.
К людям нормально отношусь, а вот алкашей реально стал ненавидеть. Аналогично, как и у других пассажиров-господ, «я имею право».
Тут нужно пояснить, за что, собственно, я не люблю алкашей: если человек в подпитии садится в автобус, с вероятностью 95% он продолжит пить в салоне автобуса. Со всеми вытекающими жидкостями из тары и самого алкаша, мусором. И в пиковых случаях эти персонажи начинают приставать к пассажирам или ко мне. И что самое неприятное — сделать с ними в рамках правового поля практически ничего невозможно. А заниматься рукоприкладством может быть чревато привлечением к ответственности, но не алкаша, а водителя.
Нормально отношусь к другим участникам движения, ибо прекрасно понимаю, что основная цель всех участников дорожного движения — добраться в свой пункт назначения. Но есть два исключения: «учителя», я логики этих деятелей не понимаю, и водятелы, которые каким-то образом оказались за рулем большой техники — там вообще никакой логики в действиях.
Например, когда какой-нибудь деятель на грузовике с полуприцепом с упорством идиота висит у тебя на хвосте. Ведь случись чего на дороге, когда мне придется оттормаживаться, он тут же меня догонит и снесет. И ладно если ты один, а когда у тебя за спиной еще 45 душ, тут уж появляется повод для праведного гнева.
Или как-то раз я с заказа ехал, было около четырёх утра, снегопад. Еду я свои 70 км/ч. И в одном месте, где на дороге подъем и крутой левый поворот (кто ездил по Серовскому тракту от Ебурга до Невьянска, тот знает), я замечаю какое-то пятно на дороге. Я на всякий сбросил газ и перестроился в левый ряд, и чуть нагнав вижу, что это МАН ТГА с Тонаром! У него ни одного огня, кроме правой фары, на машине не горело. Ох, я его материл.
Какой протяженности мой рейс? На круг чуть более 550 километров. По грузовым меркам — смешное расстояние. Но на автобусе есть своя специфика — ты не можешь остановиться, чтобы чуть отдохнуть. Во-первых, едешь по графику. Во-вторых, пассажиры начинают возмущаться. И объяснить им, что тебя просто вырубает на ходу, практически невозможно.
На легковой или грузовике можно встать и отдохнуть, пусть всего 15-20 минут, но заряда бодрости хватит еще километров на 100-150, а там уже рассвет и ехать веселее гораздо.
Как ощущается автобус? Есть ли ощущение, что за спиной многотонная махина? Скорее, не спиной ощущаешь, а пятой точкой. Автобус легче, чем груженый грузовик — гранберд 12-метровый весит при полной загрузке 16 тонн. Daewoo чуть тяжелее — около 18 тонн. Но автобус тяжелее пустого грузовика. Или сопоставим по весу с автопоездом.
Мне лично больше нравится ездить, когда все-таки автобус нагружен по максимуму — он и управляется легче, и дорогу держит просто отлично. Даже по снегу — главное, тормозами в снегу не пользоваться.
Самое опасное — это проморгать гололед. У меня так было в ноябре 2017 года. Когда случилось такое явление, которое американцы называют black ice — дорога выглядит сухой, а скользко так, что идти по ней не получается. Я этого не заметил, и в одном месте менты остановили газель на обочине, а свою машину наполовину выставили на проезжую часть. Навстречу мне волга едет. Я только было притормаживать — меня на автобусе юзом потащило. Причем в сторону обочины. Надо было видеть, как менты врассыпную бросились. Но ничего, выровнял. Потом уже ехал 50-60 км/ч всю дорогу.
Меня в этом смысле коллеги немного психом считают — я обожаю в непогоду ездить. Дождь, снег, гололед — это да. Но нелюбимая погода — это морозы. Техника себя в морозы не очень хорошо чувствует.
Кстати, среди гаишников попадаются совершенно эпичные кадры. Один раз ночью под Нижним Тагилом меня гаишник остановил просто потому, что ему скучно, а напарник уснул, и ему надо хоть с кем-то пообщаться.
Зарплата сдельная. Если речь о регулярных перевозках, то 3,2 килорубля за смену, плюс кэш от левых пассажиров. Если заказ, то 500 рублей в час.
Конфликтных пассажиров можно условно разделить на две категории: алкаши и «мистер я-имею-право», как я и писал выше.
О, это просто огромный спектр требуемых «прав» — от права оставления своего скарба в проходе между сидениями до права кидать мусор на полку для головных уборов или курения в салоне автобуса. Кстати, когда сам еду пассажиром, без зазрения совести хожу по барахлу, оставленному в проходе.
Про барахло в проходе. У нас на маршруте стоимость провоза багажа стоит 120 рублей. Так ведь эти жлобы будут мучаться, но не заплатят эти 120 рубликов, но с удовольствием прожрут их в придорожной кафешке во время стоянки.
Кстати, про это отдельная хохма — я законопослушный, поэтому стою на стоянке как прописано — 20 минут. За это время явно можно сделать все свои дела, в том числе и поесть. Но нет — все, как один, берут с собой и едят в автобусе. А вот мусор после трапезы выносят единицы.
Из-за низкой разгонной динамики возникает следующая проблема — ребята на легковых, думая, что я протупил, начинают подлезать под меня. Иногда мне аж до полной остановки оттормаживаться приходится.
Так что если вы видите, что в потоке перед грузовиком или автобусом есть пространство, это не является приглашением перестроится перед ним.
Понравилась статья и хочешь прочитать больше по теме? У нас есть еще, например, интервью с водителем маршрутки и таксистом.