DO UT DES
Налоги - это платеж. Один из многих платежей. Мы платим таксисту. Мы платим булочнику. Мы платим врачу. За все приходится платить. Так уж устроен мир.
Древние римляне говорили: "Do ut des" - "Даю, чтобы ты дал" (в применении к сфере услуг эта формула звучала по-другому: "Do ut facias" - "Даю, чтобы ты сделал").
Принцип воздаяния, ответной реакции на все наши действия, является одним из наиболее фундаментальных в мироздании. Этот принцип лежит в основе свободной рыночной экономики. Этот принцип входит в число законов Ньютона и лежит в основе распространенного подхода к решению динамических задач, именуемого аналитической механикой.
"Третий подход" к квантовой электродинамике, за разработку которого американский физик Ричард Фейнман (Richard P. Feynman) был удостоен Нобелевской премии 1965 года, базируется на "принципе наименьшего действия", что подразумевает под собой принцип воздаяния, возмездности, реакции на все действия.
Механические, химические, квантовые процессы происходят по траектории наименьшего действия, поскольку любое действие влечет за собой ответное действие.
Принцип воздаяния используется в морали - недаром же Золотое правило предписывает "...поступайте с людьми так, как хотите, что бы они поступали с вами". (Мф. 7:12).
Принцип этот универсален. Можно привести неисчислимое множество примеров характерных для всех времен и народов. Нет ни малейшего сомнения в том, что и в будущем этот принцип останется нерушим.
В известном романе Роберта Хайнлайна "Луна - суровая хозяйка" ("Moon is harsh mistress"), обитатели освободившейся от власти земной метрополии лунной колонии пишут у себя на гербе девиз: "Бесплатных ланчей не бывает".
А вот налоги - это нарушение принципа возмездности.
Налоги - это платеж, за который человек не получает ничего взамен. Налоги - это бесплатные ланчи для государства! Сейчас предвижу массу критических замечаний на этот счёт.
Ортодоксы коммуно-патриотического толка и просто бюрократы всех мастей скажут о необходимости укрепления государства, о социальной справедливости, восстановлении экономики и прочем, во имя чего каждый сознательный гражданин должен снять если не последнюю, то предпоследнюю рубашку точно.
Либералы-западники, караси-идеалисты, возразят, что конечно, в современной России налоги используются не там, где нужно, но вот на цивилизованном Западе, там, где государство базируется на принципах общественного договора, налоги то уж целиком и полностью идут на благо общества.
Не верьте им!
И там точно так же налоги идут на содержание армии чиновников, обустройство их офисов, прокормление орав людей не желающих работать и не работающих уже в третьем поколении (национал-большевик Лимонов называет это премией имени Вэлфера - в остроумии ему не откажешь...).
Немецкие бюрократы возводят на побережье Северного моря общественные туалеты астрономической стоимости. Их американские коллеги закупают для ВВС гаечные ключи по 400 долларов штука...
Поэтому и авторитетнейшая Британская энциклопедия (Britannica) пишет, что "...связь между налоговыми платежами и предоставляемыми благами очень слаба..." Слаба, вот так-то! Такой вот деликатный британский термин.
Поэтому, в самом начале статьи "Taxation" Британская энциклопедия и обращает внимание не только на безвозмездный характер налоговых платежей, но и на их принудительный характер.
Естественно! Второе вытекает из первого!
Платежи, за которые не получаешь ничего взамен, могут быть только принудительными. Иными словами, в рыночной экономике, где законы запрещают навязывать потребителю какие либо услуги (к примеру, запрещает это российский Закон о защите прав потребителя), государство пользуется привилегией навязывать свои услуги всем, оказавшимся на его территории...
Итак, налоговый платеж это платеж, который взимается с вас насильственно, и не дает вам ничего взамен. Запомните это, и отправляемся дальше.
NON OLET
"Non olet" - "Не пахнут".
Так, если верить Светонию, ответил римский император божественный Веспассиан своему сыну Титу, возмущенному введением налога с общественных туалетов. "Не пахнут", и сунул тому под нос динарий, полученный с туалетного налога. Такой налог конечно экзотика.
А что надлежит запомнить, так это то, что налоги делятся на две главные группы:
- налоги прямые (direct taxes),
- налоги косвенные (indirect taxes).
Прямые налоги это подоходный налог с граждан, налог на доходы с имущества, налог на прибыль (или доходы) корпораций, налог на собственность,
Косвенные налоги это налоги на добавленную стоимость, акцизы, пошлины… Прямые налоги человек платит когда получает деньги. Косвенные - когда их тратит, потребляя продукты.
Налоги бывают прогрессивные и регрессивные.
При прогрессивном налоге ставка увеличивается при сумме облагаемых доходов, а при регрессивном наоборот уменьшается.
В мировой практике прогрессия чаще встречается при обложении личных доходов, а регрессия при обложении недвижимости и т.п.
"NO TAXATION WITHOUT REPRESENTATION"
Как правило, налоги распределяются представительным органом - парламентом. Он решает, сколько и как налогов собирать. Он решает, куда и на что их тратить. Парламенты теперь избираются демократически, один человек - один голос, поэтому, казалось бы, справедливость налицо.
Не тут то было. Мажоритарная система голосования в парламентах и на выборах в них лишает меньшинства и мест в представительных органах, и возможности полноценной защиты своих интересов. Меньшинства не имеют возможности влиять на то, как тратятся собранные с них налоги.
Это определяет тот, кто располагает властью.
Доказательства? Пожалуйста. Поглядите на состав Федерального Собрания. Если вы считаете, что эти люди представляют ваши интересы, то не тратьте время на чтение этой статьи дальше - у вас и так все здорово.
И вряд ли какие усилия политиков по продвижению в массы либеральных ценностей могут, что-либо изменить.
Как вы думаете, при каких-либо усилиях пропагандистов-политиков может быть демократическим путем изменен в меньшую сторону нынешний объем налогообложения, если семеро из восьмерых живут за счет налогов?
Так что старый девиз американской революции "No taxation without representation" - "Нет налогообложению без представительства" и по сей день актуален для наиболее активной части российского общества.
Впрочем, утешьтесь, во всех современных демократических государствах немногочисленная и деятельная часть населения испытывает аналогичные трудности.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
На этот извечный российский вопрос следует простой ответ. Думать. Думать и искать способы защиты своих интересов. СВОИХ, а не государственных или общественных.