«Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! » – говорил гениальный реформатор театра Константин Станиславский.
Действительно, декорации играют важную роль. Многие известные художники работали для театра: среди них Коровин, Бакст, Рерих, Билибин, Бенуа и другие.
В завершающийся Год театра в России мы хотели бы приоткрыть занавес музейных фондов и рассказать о многочисленных эскизах декораций и костюмов из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина.
Периодом становления театральных традиций в Европе принято считать XVII–XVIII века. В художественном оформлении были распространены архитектурные или парковые украшения, затем в комедийные постановки эпохи Просвещения вошли декорации, изображающие быт.
Значительные преобразования произошли в театрально-декорационном искусстве в последней четверти XIX века, когда впервые прозвучала идея воплощения в декорациях исторической правды и национального колорита.
Большой вклад в развитие этих идей внесла деятельность труппы герцога Мейнингенского в 1870-х годах. Под «мейнингенством» в Германии понималось прежде всего и почти исключительно стремление постановщиков к исторической и бытовой достоверности. Это понятие превратилось в ярлык по отношению к любым попыткам реалистического изображения в театре истории и быта.
Тем не менее стремление к исторической достоверности в характеристике места и времени действия не было изобретением мейнингенцев. На сцене императорских театров Москвы и Петербурга в 1860–1870-х годах, задолго до приезда немецкой труппы в Россию, отчетливо наблюдалось стремление к точному воспроизведению исторического материала. В России «реализаторами» этих идей выступали известные театральные декораторы М. А. Шишков, М. И. Бочаров.
М. И. Бочаров, академик и специалист пейзажной живописи, был главой декораторов императорских театров, а М. А. Шишков, признанный мастер архитектурно-перспективной декорации, с 1878 года и до начала 1890-х годов руководил мастерской декорационной живописи в Академии художеств. В коллекции музея бережно сохранены их эскизы декораций к таким пушкинским произведениям, как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Каменный гость», «Русалка» и многим другим.
Еще один мастер театральной декорации 1860-х годов – И. И. Горностаев. Имя его больше соотносят с архитектурой, чем с театром, поэтому Горностаев редко упоминается библиографами. Между тем он — автор декораций к первой постановке оперы «Руслан и Людмила» за рубежом (1868), где дирижировал известный композитор М. А. Балакирев.
Несмотря на многолетний опыт, который имели за плечами художники-декораторы XIX века, и на то, что они были настоящими мастерами своего дела, в театральной иерархии их считали низшей категорией работников: декораторы были менее обеспечены материально, чем артисты, музыканты и другие сотрудники, и пользовались меньшими льготами. Постановка декорационного дела в императорских театрах заставляла смотреть на декораторов как на ремесленников, исполнителей чужих заданий. Расцвет театрально-декоративного искусства начнется в России немного позднее…