Найти тему
НУАР-NOIR

Декадентский нуар позднего СССР

Модерн-тайны фильма «Первая встреча, последняя встреча»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)
Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)

С формальной точки зрения нуар и детектив в стиле модерн (ар-нуво-криминал) - это совершенно разные стилистические явления. Нуар натуралистичен, мрачен и параноидально зловещ. Детектив в стиле модерн увит всякого рода виньетками, полон уточненной публики: от поэтов до художников. Если здесь и убивают, то с декадентской отстраненностью и томными взглядами.

Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)
Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)

Тем интереснее смотреть фильм «Первая встреча, последняя встреча». Его ошибочно относят к перестроечному кино. На самом деле лента снималась в 1986 году, и вышла на экраны лишь в 1987 году. А собственно разгар перестройки, с характерными для него «культурными» явлениями начинается в 1988-1989 годах.

Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)
Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)

Однако нельзя не отметить, что лента полна мрачных предчувствий. Если в фильме речь, по сути, о предстоящем крушении Российской империи, то создавался он во время предшествующее крушению СССР. Впрочем, создатель ленты, культовый советский режиссер Виталий Мельников («Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева» и т.д.) обладал удивительным историко-криминальным чутьем. Мы уже говорили о его кинокартине «Две строчки мелким шрифтом» (1981), в которой можно заметить следы приемов, характерных для нуара. Однако в «Первой встрече» было использовано всё богатство визуальных образов этого мрачного мета-жанра.

Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)
Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)
На первый взгляд сюжет предельно прост – начинающий частный детектив, на внешний вид - студент-юрист, расследует таинственное убийство и выходит на следы активного германского шпионажа. Главный герой пытается спасти важные технически изобретения, которые пытаются вывезти заграницу. Но получается это у него плохо.

От модерна (ар-нуво или югенд-штиля, если угодно) фильму досталась главная музыкальная тема и несколько сцен, которые происходят в кафешантане «Колизеум». Здесь выступает певичка Ванда, которая является «роковой красоткой», явно заимствованной из нуара. Она коварна и в известной степени вульгарна. При этом мало походит на томных барышень эпохи декаданса: с большими погруженными в тень глазами и тощенькими фигурами.

Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)
Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)

Новый лидер показов нашего канала

Из нуара заимствованы также глубокие тени. Иногда в фильме действуют просто силуэты, которые сняты на контровом освещении, то есть против света, что создает мощные контрасты. Хотя это отнюдь не самое интересное в фильме. В нём заложены так называемые «пасхальные яйца», то есть загадки, которые ускользают от зрителя. Несомненно, все они связаны с проблемами со временем. Петербург предстает как большой временной портал, где случаются всякие криминально-хронологические аномалии.

Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)
Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)

Юный ангел мрачного кино

Собственно этому есть некое мистическое объяснение. Дело происходит на Святки (сказочное время). Надо обратить, что в этот момент в Российской империи был ещё 1913 год (по старому стилю), а в Германии и Европе уже наступил 1914 год. Изобретатель Куклин, смерть которого расследует частный детектив Пётр Чухонцев открывает возможность извлечения энергии из «претуберации молекул», а сам он говорит, что можно создать критическую массу и будет «бабах!». Правильно – убиенный фактически открыл атомную бомбу. Только без ядерной физики.

Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)
Кадр из фильма "Первая встреча, последняя встреча" (1987)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

В кафе некоторые персонажи говорят о машинах будущего (ха…. какие они длинные! Ха-ха… и колеса без спиц). В фильме мы видим «черную машину», которая мало походит на Хорьх 1910 года, а является фактически точной копией гангстерского Паккарда из 30-ых годов. Визит из будущего? Опять же Чухонцев узнает об убийстве из газеты, но когда спешит на место преступления, то обнаруживает, что следственная бригада только-только обнаружила тело изобретателя. Едва ли это не недоработки сценариста и режиссера. Это намек на некую мистичность действия. Опять же опасающийся за свою жизнь изобретатель говорит не о немецких шпионах, он называет их ОНИ, как бы подразумевая, что «прусский офицер» Штольц является всего лишь инструментом таинственной и безымянной закулисы. Но не самостоятельным игроком.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим анализировать так называемый советский нуар. А потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»