Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
Проблемы логопедической направленности часто встречаются у современных детей. Но при грамотной коррекции их удаётся решить ещё до школы. Фонетическое недоразвитие речи — одна из самых простых форм изменения речи, исправить которую несложно, если вовремя начать занятия.
Виды патологии
Фонетическим недоразвитием речи называют неправильное произношение при сохранном фонематическом и физиологическом слухе и адекватном строении органов речи. Нарушение затрагивает один звук или несколько.
Виды фонетического недоразвития речи:
•искажение произношения (горловое «р», щёчные шипящие и т. п.);
•слияние двух звуков;
•замена трудного звука на более лёгкий (как следствие неправильное произношение слова);
•хаотичная расстановка звуков в словах из-за непонимания их значений;
•пропуск звука в словах;
•ребёнок избегает новых слов с труднопроизносимыми звуками.
Реже всего страдают звуки, говорить которые артикуляционно несложно (н, т, м, п). Проблемы возникают с сонорными (Л, Р), свистящими (С, Ц, З), заднеязычными (Г, К, Х) и шипящими (Ж, Щ, Ш, Ч). Если страдает произношение нескольких звуков, часто они относятся к одной группе. Такой вид фонетической патологии речи называют мономорфным. В некоторых случаях проблемными становятся две и более групп. Это полиморфное (диффузное) фонетическое нарушение речи.
Причины возникновения
Проблемы с речью часто обусловлены анатомическими и физическими особенностями.
Причины фонетического недоразвития речи:
•незрелость артикуляционного аппарата;
•нарушения иннервации органов речи (парез лицевого, тройничного или подъязычного нерва);
•патологии нервной системы (плохое разделение процессов возбуждения или торможения в коре больших полушарий, незрелость связей между анализаторами).
Но не всегда причины фонетического нарушения речи кроются в серьёзных физиологических патологиях. Иногда ребёнок просто копирует произношение родителя, у которого имеются проблемы. Слыша с рождения такую речь, дети привыкают к ней и считают правильным. Эти случаи корректируются быстрее и проще остальных. Но занятия стоит начинать сразу же, как становятся заметны проблемы.
Когда и зачем лечить
Некоторые родители не считают фонетическое недоразвитие речи серьёзной проблемой. Но на самом деле заболевание может иметь серьёзные последствия. Речь таких детей со временем становится всё менее понятной, так как они совсем отказываются от труднопроизносимых звуков. А в школе на письме начинают пропускать соответствующие буквы. Так как дети в младших классах пишут «на слух», путаница возникает не только в речи, но и в голове, а далее на бумаге. Избежать этого поможет вовремя начатая коррекция.
В дошкольном возрасте восстановить речь проще всего. Занятия проходят через игру и увлекают ребёнка. Коррекция в этом возрасте протекает быстрее, так как органы и нервная система проще воспринимают изменения. Раннее лечение речевых нарушений — залог их успешного исправления.
Вам так же может быть интересно:
Нарушения темпа речи
Задержка речевого развития (ЗРР)
Что такое афазия?
Не забывайте посетить наш сайт😉
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментариях и задавайте вопросы :)