Давно я не рассказывала вам о Людовике XIV, правда?
Мы много говорили о жизни Людовика, о его юных годах, о его чувствах и жизненных правилах, об образовании его и здоровье. О многом еще я вам обязательно расскажу.
Но сейчас мне хочется просто вас развлечь. Поэтому сегодня я ограничусь несколькими короткими историями, которые, тем не менее, прекрасно иллюстрируют образ Людовика XIV.
Истории эти встречались мне в разное время в разных книгах, многие из которых претендовали на исключительную достоверность. Так что некоторые события, описываемые ниже, происходили в действительности, другие — больше похожи на «исторические анекдоты».
Часть их записана современниками Людовика XIV, их можно найти в дневниках его придворных, часть — я читала в книгах, написанных позднее.
Но так или иначе, истории эти интересны, забавны и, в общем, действительно соответствуют его, Людовика, образу.
Итак…
История первая, исторически подтвержденная
Однажды, в самом начале своего правления, Людовик XIV обещал одному из своих придворных, маркизу де Пюигильену, должность фельдцехмейстера артиллерии. Людовик пообещал передать артиллерию под его начало, поставив одно условие — несколько дней держать назначение в тайне, чтобы избежать возражений, которые не преминул бы сделать новый военный министр Лувуа, личный враг кандидата.
Пюигильен обещал. Однако слова своего не сдержал. Встретив человека, дружбы с которым искал, он похвастался тому о скором своем счастье.
Собеседник его был другом Лувуа. И сразу после разговора пересказал все услышанное военному министру. И случилось именно то, чего опасался Людовик: Лувуа явился к королю, объявил, что все знает, что назначение Пюйгилема будет источником бесконечных ссор между ними, которые не только повредят интересам дела, но и доставят беспокойство королю, ибо его величеству придется быть постоянным примирителем.
Король был разгневан болтливостью Пюигильена. Он заявил министру Лувуа, что еще ничего не решил. А когда Пюигильен, желая услышать наконец сообщение о своем назначении, попался ему на пути, Людовик прошел мимо придворного, не удостоив того даже взглядом.
Пюигильен, видя, что обещанного назначения не произошло, обратился к государю при вечернем раздевании, прося его объяснить, что случилось. «Ваше назначение пока что невозможно, — сухо ответил король. — И вообще я еще посмотрю».
Пюигильен был молод, дерзок и настойчив.
Он сначала обратился за помощью к мадам де Монтеспан, бывшей тогда любовницей Людовика, потом снова — за объяснениями к королю.
Тот, потеряв терпение, ответил, что считает себя свободным от данного им слова, потому что Пюигильен нарушил условие хранить дело в тайне. Тогда Пюигильен выхватил из ножен шпагу и преломил ее о колено, бросил обломки к ногам короля, вскричав, «что в жизни больше не будет служить монарху, который столь недостойно не держит слова».
«Разгневанный король, — пишет Сен-Симон, — в тот миг совершил, быть может, самый прекрасный в своей жизни поступок: распахнул окно, выбросил в него трость, сказав, что никогда бы не простил себе, если бы ударил столь знатного дворянина, и вышел».
История вторая
«В оркестре и хоре короля Людовика XIV был некто Моро – талантливый музыкант, певец и композитор. Но он был из тех, про которых принято говорить: "язык мой – враг мой". Случилось однажды, что он позволил себе какую-то весьма ядовитую выходку против архиепископа рейнского. Тот был весьма обижен и порешил выжить Моро из королевского оркестра. Во время концерта, в котором исполнялось какое-то сочинение Моро и где играл сам музыкант, архиепископ, стоя за креслом короля, нарочно громко, во всеуслышание, жестоко нападал на Моро, на его музыку и на его пение. Король слышал эту критику и был хорошо осведомлен, что, собственно, этой критикой руководит. И потому, обратясь к архиепископу, он сказал:
– Ваше преосвященство, будем говорить откровенно; ведь Моро поет вовсе не дурно, он дурно говорит». (Владислав Артемов «Остроумие мира»)
История третья, цитата
Людовику XIV приписывают такие слова:
«Каждый раз, когда я даю кому-нибудь хорошую должность, я создаю девяносто девять недовольных и одного неблагодарного».
Нет, я не убеждена, что эта цитата — подлинная. Но она… очень может быть подлинной.
История четвертая
- история о воре, укравшем из Версаля часы.
Вы слышали, наверное? Однажды во дворец в Версале проник вор...
Нет, не так) Начну с другой стороны.
Однажды его величество, проходя по комнатам, увидел, как в одной из них неизвестный человек, стоя на стремянке, отвинчивает от стены часы. Людовик подошел поближе и обнаружил, что стремянка стоит не очень устойчиво и «придворный механик», за которого король принял этого человека, может упасть. Тогда Людовик предложил подержать лестницу. И подержал.
Когда человек, сняв часы, ушел вместе с ними, выяснилось, что человек этот был вором. И он попросту украл дорогие часы из королевского дворца. А сам король ему в этом посодействовал.
ПС. Эта история, конечно, выглядит анекдотом, но, вообще говоря, она также вполне может быть и правдой. Долгие годы Версаль был открыт для посещения. И в коридорах дворца можно было встретить не только надушенных и напомаженных придворных, но и простолюдинов.
О ситуациях, которые складывались из-за того, что Людовик XIV был слишком «доступен», я как-нибудь тоже расскажу. Даже… довольно скоро расскажу))
продолжение следует
подписывайтесь на мой канал