Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2019 года по делу № А42-11547/2018
Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа о необходимости в установленный срок прекратить использование водоохранной зоны водного объекта с целью размещения отходов производства и потребления.
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Фабула дела:
По результатам проведенной проверки, Административный орган установил, что принадлежащий Обществу объект размещения отходов (шлакоотвал) размещается в границах установленной двухсотметровой водоохранной зоны водного объекта рыбохозяйственного значения высшей категории.
Полагая, что действия Общества являются нарушением требований пункта 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ), Административный орган выдал Обществу предписание о необходимости в установленный срок устранить указанное нарушение.
Не согласившись с предписанием Административного органа, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным, ссылаясь на то, что положения пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») не предусматривают запрет на размещение отходов в границах водоохранных зон с целью их хранения.
Правовое обоснование:
1. В обоснование заявленных требований, Общество указало, что отнесение в соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ водоохранной (рыбоохранной) зон к числу зон с особыми условиями использования территорий –, с учетом переходных положений, установленных пунктом 33 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяет правомерно использовать Обществу земельный участок для размещения объекта размещения отходов, независимо от установленных Водным кодексом РФ режимов водоохранной зоны.
Поскольку в государственном кадастре недвижимости нет информации о границах водоохранных зон спорного водного объекта, следовательно, данные границы не считаются установленными, что указывает на отсутствие Обществом нарушений пункта 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ.
На основании изложенного, Общество полагает, что требования вышеуказанного пункта подразумевают запрет на создание именно новых объектов размещения отходов в границах водоохранной зоны после вступления в силу указанной нормы, и не распространяет своё действие на уже созданные объекты.
2. Суд отметил, что необходимо учитывать высокую экологическую значимость водных объектов для окружающей среды и человека, а также установление Водным кодексом РФ размеры защитных зон. Так, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о границах зоны с особыми условиями не свидетельствует об отсутствии таких границ.
3. Суд указал, что положениями части 5 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» действительно установлен запрет лишь на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
4. В соответствии с частью 7 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов запрещается на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).
При этом суд установил, что спорный объект размещения отходов зарегистрирован в ГРОРО с указанием назначения – хранение отходов.
5. Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом суд указал, что объект размещения отходов Общества, представляющий собой насыпь производственных отходов, не является тем сооружением, возможность расположения в водоохранной зоне которого предусмотрена положениями части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ; включение шлакоотвала в ГРОРО не свидетельствует о его соответствии всем требованиям действующего законодательства.
6. Также суд указал, что запрет, установленный положениями пункта 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ, не предполагает каких-либо исключений по наличию/отсутствию негативного воздействия отходов производства и распространяется на объекты размещения отходов вне зависимости от того, включены ли они в перечень объектов накопленного экологического ущерба, либо нет.
Суд установил, что спорный объект размещения отходов представляет собой спланированные насыпи отвального шлака. При этом из представленных заявителем документов не следует, что на земельном участке, предоставленном Обществу в целях производственной деятельности, изначально шлакоотвал был спроектирован и введен в эксплуатацию с нахождением в двухсотметровой водоохранной зоне водного объекта.
7. Суд отметил, что положениями пункта 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ не предусмотрено, что ограничения по размещению объектов размещения отходов касаются только вновь создаваемых объектов размещения отходов.
Статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», установлено, что Водный кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Соответственно в отношении объекта размещения отходов Общества, осуществляющего размещение (хранение) отходов производства после внесения изменений в статью 65 Водного кодекса РФ, подлежат применению ограничения, установленные пунктом 2 части 15 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).
8. На основании изложенного, суд указал, что установленные требования по ограничению размещения объектов размещения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон, подлежат применению как к уже имеющимся, так и к возводимым объектам.
Кроме того, как отметил суд, в данном случае указанная норма тем более подлежит применению, поскольку спорный объект размещения отходов имеет назначение - хранение отходов, которое не подразумевает постоянное нахождение отходов на объекте размещения отходов, а лишь временное их складирование с последующей утилизацией, обезвреживанием, захоронением.
9. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что размещение шламоотвала в водоохранной зоне рыбохозяйственного водного объекта высшей категории представляет собой угрозу изменения естественного русла водного объекта, ввиду осыпания складированных отходов; Общество обязано прекратить использование водоохранной зоны водного объекта с целью размещения отходов производства и потребления.
Резюме суда:
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости информации о границах водоохранной зоны не свидетельствует об отсутствии требований о соблюдении режима водоохранной зоны в части осуществления хозяйственной или иной деятельности.
При этом установленные требования по ограничению размещения объектов размещения отходов производства и потребления в границах таких водоохранных зон, подлежат применению как к уже имеющимся, так и к возводимым объектам.
Позиция Центра:
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно частям 3, 4 стать 65 Водного кодекса РФ за пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива.
При этом ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
- до десяти километров – в размере пятидесяти метров;
- от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;
- от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.
В соответствии с подпунктом 13 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранная (рыбоохранная) зона.
Согласно пунктам 1, 24 статьи 106 Земельного кодекса РФ правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены.
При этом зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено данной статьей, федеральным законом.
На основании части 18 статьи 65 Водного кодекса РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17) (далее – Правила) границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 4 указанного нормативного правового акта в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 данных Правил, обеспечивают:
- определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
- описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
- отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
- установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
На основании изложенного, водоохранная зона является видом зон с особыми условиями использования территорий.
При этом водоохранная зона устанавливается в силу федерального закона; положение о водоохранных зонах или иная проектная документация для целей создания водоохранной зоны не разрабатывается.
Необходимо отметить, что водоохранная зона считается установленной с момента внесения сведения о ней в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, в случае, если сведения о водоохранной зоне отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, ограничения на осуществление хозяйственной или иной деятельности в такой водоохранной зоне не установлены.
При этом применительно к таким водоохранным зонам требования о соблюдении режима водоохранной зоны не соответствуют действующему законодательству.
На основании изложенного, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2019 года по делу № А42-11547/2018 является спорным.
Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия