Найти в Дзене
КрупаМука

Крупнейшее предприятие по производству льна в Свердловской области возникло по любви

В Свердловской области мало кто занимается льном, но ИП ГКФХ Людмилы Меренковой не просто удаётся его выращивать, но и успешно его продавать. В этом году хозяйству исполнилось четыре года, но лён на полях «поселился» два года назад. Помимо него, в севообороте зерновые — озимая пшеница и ячмень, которые раньше были основой севооборота.

На постоянной основе в хозяйстве трудится двенадцать человек, в сезон дополнительно привлекают от трёх до пяти человек. Ключевой продукт производства КФХ — пшеница и ячмень. Для севооборота изначально разбавляли крестоцветными (прим.ред. — семейство однолетних и двулетних трав) — сурепицей, рапсом, но от них в этом сезоне решили отказаться и сосредоточиться на льне.

— Сейчас в регионе нашествие крестоцветной моли, из-за чего мы отказываемся от этих культур, — рассказывает Людмила Меренкова.

Пшеницу и ячмень мы чередуем между собой, а площадь под лён собираемся увеличивать вдвое.

У Людмилы в обработке 1200 гектаров, вся земля в собственности. Пшеница и ячмень занимает 65% общей площади, а под лён в хозяйстве отведено остальное. Выбирают первую репродукцию семян, «Злату». Урожайность зерновых составляет примерно 25-30 ц/га. В этом году в хозяйстве собирают пшеницу четвёртого и пятого класса.

— Весь урожай зерна у нас забирает местная трейдерская компания. Это очень удобно: у них свой транспорт, они сами приезжают к нам и забирают зерно.

Привлекательность культуры, по мнению Меренковой, определяется содержанием ценных компонентов, примесей и простотой работы. Это повлияло на выбор в пользу льна — его гораздо легче выращивать, чем рапс: достаточно гербицидной обработки от сорняков. Но главное, чем руководствуется хозяйка — лён считается хорошим предшественником для озимых и яровых культур.

В хозяйстве используют не только обычные способы земледелия, но и современные. Например, активно используют систему нулевой обработки почвы, также известную как «No-Till». При ней землю не вспахивают, а поверхность укрывается мульчей — измельчёнными остатками растений. Часть пшеницы выращивают по традиционной технологии, часть — на ноу-тилле. В этом году под «нулем» порядка 300 гектаров зерновых.

Сложностей в сельском хозяйстве не избежать: в этом году Меренкова потеряла 300 гектаров озимой пшеницы — зерно сопрело под снегом. Но, как говорит Людмила, от подобных проблем не спастись — их нельзя предугадать, остаётся лишь бороться с последствиями.

Грантами Меренкова предпочитает не пользоваться: уже был негативный опыт с покупкой сельхозтехники.

— Брали грант на приобретение техники четыре года назад. Больше принципиально не обращаемся. Для этого нужно предоставлять проекты, а на бюрократию уходит очень много времени и сил. К тому же после этого не знаешь, дадут тебе грант или нет. И обещают порой в одном объёме, а фактически получаешь в другом.

В хозяйстве большой парк сельхозтехники, порядка тридцати машин. Обновляют регулярно, в соответствии с нуждами хозяйства.

— В этом году взяли в лизинг комбайн — Палессе, производства белорусского ГомСельМаша. Такие комбайны удобны для фермеров: они работают и по льну, и по пшенице, и по ячменю, да и почти никогда не подводят.

С хранением урожая у Меренковой проблем не возникает — они используют собственные склады, не обращаясь к элеваторам. Кроме того, КФХ располагает двумя зерновыми сушилками.

Сама Людмила начала работать с сельским хозяйством сравнительно недавно.

— Изначально я была далека от аграрной сферы, но вышла замуж за фермера. Он постепенно увлёк, заразил меня идеей. Я сама не ожидала, что мне понравится работать в сельском хозяйстве, но теперь иной жизни и не вижу, — добавляет Людмила. — Я веду блог в Инстаграме, где рассказываю о разных культурах, которые мы выращиваем, фотографирую их. Лен, например, очень красивый.

Людмила решила в этом году предложить свой урожай на КрупеМуке. Там вы можете ознакомиться с продукцией её КФХ, найти контакты и связаться для предложения своего варианта сотрудничества.