Здравствуйте, уважаемые читатели. Тема обзора сегодня не только морская, но и историческая. Не так уж и давно, в комментариях к одному своему обзору, я много раз читал про упоминание флотских традиций, преемственности и т.п. Ну и решил я копнуть немного глубже. Поговорить немного о матросах прошлого, их психологии, чаяниях и надеждах. Время я выбрал суровое, можно даже сказать трагическое и для флота и для всей страны – начало прошлого столетия.
В 1905 году на Черноморском флоте, а в страшные дни февральской революции на Балтике, десятки и сотни офицером были убиты своими матросами. Особенно «прославился» Балтийский флот в 17-ом. Череда жесточайших самосудов над офицерами, унтер-офицерами, кондукторами (как сейчас бы сказали «контрактниками») потрясла флот и страну. Скоро страну захлестнул вал Гражданской войны, и те события затмились еще более немыслимыми вещами.
В чем же причина такой ненависти младших чинов к офицерскому составу на флоте? Ведь развал и падение управляемости и дисциплины были не только на флоте, но в императорской армии. Однако там, убийства подчиненными своих командиров носили исключительные, единичные случаи?
Братишки матросы и господа офицеры. Взаимное отчуждение.
Флот еще больше чем сухопутная армия был кастовым. Если в армии, еще до первой мировой, представители недворянских сословий уже могли сделать военную карьеру и добраться до самых высших постов (к началу войны, потомственные дворяне составляли только половину офицерского корпуса), то на флоте сделать офицерскую карьеру недворянину было просто невозможно.
На флоте была суровее дисциплина, только в 1904 году отменили телесные наказания, однако на практике господа офицеры еще долго продолжали заниматься мордобоем. Хотя, конечно, то, что говорилось в советское время на эту тему, было большим преувеличением, по понятным причинам.
Люди конечно все разные и офицеры тоже, но, в основном, офицеры относились к подчиненным с долей презрения и снисходительности.
Так, к примеру, вице-адмирал Ливен писал: «Вообще, наш дикарь-мужик крайне застенчив и недоверчив. Никакое популярничание, никакое братание не выведет его из своей замкнутости. Напротив, он этого не любит. Он считает, что барин должен вести себя как барин, а мужик ведает свое дело».
Удивляться потом страшным событиям первой русской революции и февраля 17 –го года не стоит. И ведь прошло не так много лет, когда офицеры и матросы умирали вместе, в страшные дни Порт-Артура и Цусимы.
В свою очередь, после горьких поражений той войны, падает авторитет офицера в глазах простых матросов. Офицер уже не непогрешимый «егоблаародь». Во флот все-таки брали более образованных людей. По крайне мере грамотных. В эту среду более всего проникает революционная – социалистическая пропаганда.
Изматывающая служба, как причина мятежей.
Все, кто служил срочную службу на военных кораблях, даже в современное время, помнят, что повседневная служба вне ходов (морских выходов) изнуряюще однообразна, наполнена бесконечными приборками, построениями, не всегда осмысленными тренировками на «убивание времени». Вдвойне тяжела, она была для бывших крестьян и пролетариев, оторванных от привычного традиционного быта. К этому добавим, что практически каждый матрос на корабле имеет свою вахту или дежурство (помимо обязанностей по боевому расписанию), место приборки и пр.
Если в современном флоте «организацией» несения службы матросов занимаются такие же срочники, старшие по призыву (и очень успешно с этим справляются), тогда, вся ненависть доставалась офицерам и унтер-офицерам. Кстати, последним, даже больше. В литературе, документальных фильмах, интернете и пр. много говорится о расправах над офицерами флота и лишь изредка вскользь упоминается, что не меньше досталось младшему нач. составу, по сути тем же вчерашним матросам.
Следует добавить еще и не совсем современную, на тот момент, организацию несения службы на корабле. Структура корабельных подразделений осталась на уровне парусного флота. Дело в том, что в деревянных парусных кораблях не было внутренних переборок. Поэтому подразделения на корабле структурировались поротно, попалубно. Командовавший ротой на той или иной палубе офицер и его заместители, видели свой личный состав, что называется, вживую. С наступлением эры броненосного парового флота с его кубриками, отсеками, и пр., корабельная структура подразделений не поменялась. Личный состав также делился на роты, которыми управляли морские строевые офицеры, а специалисты – офицеры командовали только по месту боевых и походных боевых постов (котловая машина, или орудийная башня). Таким образом, непосредственный командир роты и его замы, офицеры – специалисты, унтер-офицерский состав – у семи нянек дитя без глазу. В наше время, боевые части на корабле классифицируются по «предмету деятельности». Командир ракетно-артиллерийской боевой части не только главный «по оружию», но и командир всех офицеров, мичманов, старшин и матросов, занимающихся обслуживанием ракетно-артиллерийского оружия. Во всех аспектах командир, включая питание, внешний вид, порядок в кубриках, моральное состояние подчиненных и т.д. и т.п.
В условиях такой чехарды и нечеткой системы командир – подчиненный, главным центром и авторитетом в жизни простого матроса был кубрик. Ну или бачковая артель. Питались тогда артелями, на каждую артель пищу разносил бачковой. Тогда, это имело непосредственный смысл, сегодня «бачковой» - обычный накрывальщик в столовой. Крестьянин, попавший из общинной деревни, находил замену деревенской общины в корабельной артели, кубрике.
Итак, промежуточный итог обзора: причинами полного падения дисциплины были поражение флота в войне с Японией, кастовость офицеров и антагонизм между матросским и офицерским составом на корабле, тяжесть корабельной службы, несовременность системы управления в царском флоте и другие причины.
На все это наложились и уже специфические факторы времени. Первая Мировая Война, после шапкозакидательского уря-патриотизма первого годы войны, оказалась изнурительной ношей для патриархальной Российской Империи. В чисто военном аспекте, русский солдат и офицер героически выдержали натиск германо-австрийского оружия в тяжелом +..1915 году. Великое отступление русской армии не привело к ее окружению и поражению. Армия выдержала, ценой великих потерь и нанесла мощный контрудар (брусиловский прорыв). В годину горьких поражений русские солдаты поговаривали – мол, будем отступать до Сибири, пока не кончится неприятель, последнего германа убьем, а последнего австрийца, как водится, возьмем в плен.
Но, если мы выдержали натиск внешнего супостата, то справится с внутренними трудностями не смогли. Ни низы, ни верхи. Страна рушилась, армия и флот деградировали. Особенно флот. Именно в тыловых частях армии и кораблях Балтийского флота, который в основном оказался заперт в Восточной части Балтики и бездействовал, свирепствовала анархия, падение дисциплины, социалистическая пропаганда. Особенно подвержены ей были линкоры Балтийского флота. Большие корабли где много матросов, спаянных братством кубрика и артели – братишек. Отчуждение (взаимное) с офицерами. Несовременная структура подразделений на корабле и разлагающий тыл. А главное бездействие, нет военных походов и нет просто выходов в море. Разлагающее людские умы бездействие.
Революция. Ну и конечно революционные идеи, захлестнувшие общество от мала до велика. Даже некоторые Великие Князья таскали красные банты в марте 1917-го. И именно флот, ослабленный всем тем, о чем я говорил выше, стал наиболее восприимчив к революции. Не забываем также, что на флоте было больше грамотных, рабочих пролетариев и т.п. В отличие от крестьянской армии, братишки матросы понимали и воспринимали идеи анархистов, эсеров, большевиков, меньшевиков и пр. Не случайно, что в Гражданскую беляки пленных красноармейцев не редко просто включали в состав своей армии (людей у господ не хватало), пленных матросов зачастую просто казнили. Но это в будущем.
А пока, нараставшее в течении первой полвины двадцатого века напряжение, которое уже прорывалось в корабельные бунты революции 05-07, взорвалось страшным февралем – мартом 1917:
"…на соседнем «Императоре Павле I» наблюдалась картина еще ужаснее. Бунт вспыхнул с того, что в палубе матросами был поднят на штыки штурманский офицер лейтенант В.К. Ланге, якобы за то, что числился агентом охранного отделения; в действительности ничего подобного не было. Вскоре здесь были убиты лейтенант Савинский, мичманы Шуманский и Булич... ...Так проходил переворот на кораблях, на берегу же убийства офицеров происходили в обстановке еще более ужасной…" (Игорь Хмельнов. «Бунтующий флот России. ОТ Екатерины II до Брежнева»)
На этом все. Всего доброго.
При подготовке к обзору я пользовался следующими источниками: Харьковский Е.Л. Особенности системы наказаний на русском флоте в ХVIII - XIX вв. ; Игорь Хмельнов. «Бунтующий флот России. ОТ Екатерины II до Брежнева» ; Панова А.Е. Повседневная служба нижних чинов российского императорского флота; Назаренко К. Б. К вопросу о политических настроениях матросов отечественного военно-морского флота в период 1917-1920 гг.