Найти в Дзене

Как написать план произведения?

Оглавление

Как и обещал в прошлой статье, сегодня хотелось бы более подробно обсудить составление плана, перед написанием рассказа. Следует оговориться, что я пишу о своем видении, и оно может различаться с вашим, а может и помочь кому-либо.

Содержание

Начать следует с составления краткого содержания с описанием сюжета и героев — синопсиса. Буквально несколько предложений. Но в них вы должны вложить максимально полно идею своего произведения. К нему вы будете возвращаться вновь и вновь, чтобы сюжет шел по заданному вначале курсу.

После этого начинается самый кропотливый момент, который может затянуться не на один день, это краткое описание всей истории. Данный процесс можно сравнить с деревом. Сначала у вас есть только ствол, но со временем прорастают ветки, а на них маленькими штрихами и деталями появляются листики, образуя единую крону дерева. Самым сложным является прикрепить очередную веточку. Вы понимаете общую суть произведения, движение сюжета, но порой переход от одной сцены к другой вызывает огромные трудности. Именно это создание переходов и сцепка всего сюжета воедино и отнимает больше всего времени. Но нужно помнить, что чем скрупулезней вы подходите к написанию на данном этапе, тем в итоге качественнее получится произведение. Опасайтесь при этом излишне затянуть проработку, иначе вы можете потерять к истории интерес и либо отправите черновики в долгий ящик, либо вовсе откажетесь от произведения.

Локации

Действие вашего произведение может происходить как в одной локации, так и сотнях. Чем детальнее вы представите и опишите обстановку, например, комнаты, тем больше сможете вовлечь читателя. При помощи описания вы можете точнее передать характер причастного к ней персонажа. Во время описания создается глубина мира, играющего с воображением читателя. Если у вас большое произведение с множеством локаций, то лучше всего составить карту с привязками к карточкам, в которых вы будете описывать места, их названия, особенности. Когда вы будете давать названия населенным пунктам или улицам, старайтесь избегать чуждых русскому языку фонетических сочетаний. Междуречье или Орлиная скала будет в разы лучше звучать, чем Шпикельсдорф или Кефленгенбург.

Персонажи

Чем больше намечается произведение, тем подробнее должны быть проработаны действующие лица. Перечислим основные моменты, которые должны быть присущи нашим персонажам:

Имя, возраст.

Его роль в произведении, его профессия.

Описание внешности, включающее в себя рост, телосложение. В описание внешности стоит обязательно внести отличительные черты, например, белые волосы ведьмака Геральда, его шрам. Вообще, чем подробнее вы опишите карточку персонажа, тем лучше, это позволит в дальнейшем не запутаться в описаниях, да и вам будет проще представлять его готовый образ. Но не переборщите с внешностью персонажей, не стоит приписывать шрам на лице или родинку над губой каждому второму. Для второстепенных персонажей достаточно общего описания для общего представления.

Характер. От характера персонажа часто строится сюжет, вернее сказать они переплетены. Чем многограннее вы опишите героя, тем больше у него будет вариантов в той или иной ситуации сюжета. Сюда же можно отнести мировоззрение персонажа, его мотивацию в истории и различных ситуациях. А вообще, главным вашим помощником является ваша наблюдательность. Каждый из ваших знакомых, друзей или родственников индивидуальность, с набором черт характера. Вы можете использовать готовые образы и прототипы для ваших героев. Помните, чем естественнее выглядит персонаж, тем лучше ваше произведение. Вряд ли трус побежит спасать девицу из рук разбойников, а злобный скряга пожертвует мелочь нищему.

Позже я обязательно напишу еще одну статью, касающуюся проработки персонажей и разберу этот момент более подробно.

Одежда и манера одеваться. Согласитесь, то во что одевается человек часто отражает его внутренний мир и многое может сказать наблюдателю. Это является своеобразным подспорьем для отражения черт характера героя.

Сцены

После составления вспомогательных карточек, переходим к основным. Это отдельные сцены нашего сюжета с участием тех или иных персонажей. Сюда включены и диалоги, и отдельные события, влияющие на дальнейшее повествование. Резкие повороты сюжета, демонстрация эмоций персонажа или его размышлений, тут ограничения только в вашей фантазии. Именно сцены мы будем складывать воедино, прокидывая мосты переходов между ними, что и станет нашим произведением. Главное правило заключается в том, что не должно быть бесцельных сцен, каждая должна нести какой-то смысл понятный вам и читателю.

Далее мы также подробно остановимся на моменте написания сцен и выявим черты идеальной сцены.

Данного плана вполне достаточно для написания небольшого рассказа, с чего мы и начнем, для написания же полноценной книги таких планов потребуется значительно больше, и уже они будут соединяться воедино. Но и об этом мы поговорим отдельно.