Как и обещал в прошлой статье, сегодня хотелось бы более подробно обсудить составление плана, перед написанием рассказа. Следует оговориться, что я пишу о своем видении, и оно может различаться с вашим, а может и помочь кому-либо.
Содержание
Начать следует с составления краткого содержания с описанием сюжета и героев — синопсиса. Буквально несколько предложений. Но в них вы должны вложить максимально полно идею своего произведения. К нему вы будете возвращаться вновь и вновь, чтобы сюжет шел по заданному вначале курсу.
После этого начинается самый кропотливый момент, который может затянуться не на один день, это краткое описание всей истории. Данный процесс можно сравнить с деревом. Сначала у вас есть только ствол, но со временем прорастают ветки, а на них маленькими штрихами и деталями появляются листики, образуя единую крону дерева. Самым сложным является прикрепить очередную веточку. Вы понимаете общую суть произведения, движение сюжета, но порой переход от одной сцены к другой вызывает огромные трудности. Именно это создание переходов и сцепка всего сюжета воедино и отнимает больше всего времени. Но нужно помнить, что чем скрупулезней вы подходите к написанию на данном этапе, тем в итоге качественнее получится произведение. Опасайтесь при этом излишне затянуть проработку, иначе вы можете потерять к истории интерес и либо отправите черновики в долгий ящик, либо вовсе откажетесь от произведения.
Локации
Действие вашего произведение может происходить как в одной локации, так и сотнях. Чем детальнее вы представите и опишите обстановку, например, комнаты, тем больше сможете вовлечь читателя. При помощи описания вы можете точнее передать характер причастного к ней персонажа. Во время описания создается глубина мира, играющего с воображением читателя. Если у вас большое произведение с множеством локаций, то лучше всего составить карту с привязками к карточкам, в которых вы будете описывать места, их названия, особенности. Когда вы будете давать названия населенным пунктам или улицам, старайтесь избегать чуждых русскому языку фонетических сочетаний. Междуречье или Орлиная скала будет в разы лучше звучать, чем Шпикельсдорф или Кефленгенбург.
Персонажи
Чем больше намечается произведение, тем подробнее должны быть проработаны действующие лица. Перечислим основные моменты, которые должны быть присущи нашим персонажам:
— Имя, возраст.
— Его роль в произведении, его профессия.
— Описание внешности, включающее в себя рост, телосложение. В описание внешности стоит обязательно внести отличительные черты, например, белые волосы ведьмака Геральда, его шрам. Вообще, чем подробнее вы опишите карточку персонажа, тем лучше, это позволит в дальнейшем не запутаться в описаниях, да и вам будет проще представлять его готовый образ. Но не переборщите с внешностью персонажей, не стоит приписывать шрам на лице или родинку над губой каждому второму. Для второстепенных персонажей достаточно общего описания для общего представления.
— Характер. От характера персонажа часто строится сюжет, вернее сказать они переплетены. Чем многограннее вы опишите героя, тем больше у него будет вариантов в той или иной ситуации сюжета. Сюда же можно отнести мировоззрение персонажа, его мотивацию в истории и различных ситуациях. А вообще, главным вашим помощником является ваша наблюдательность. Каждый из ваших знакомых, друзей или родственников индивидуальность, с набором черт характера. Вы можете использовать готовые образы и прототипы для ваших героев. Помните, чем естественнее выглядит персонаж, тем лучше ваше произведение. Вряд ли трус побежит спасать девицу из рук разбойников, а злобный скряга пожертвует мелочь нищему.
Позже я обязательно напишу еще одну статью, касающуюся проработки персонажей и разберу этот момент более подробно.
— Одежда и манера одеваться. Согласитесь, то во что одевается человек часто отражает его внутренний мир и многое может сказать наблюдателю. Это является своеобразным подспорьем для отражения черт характера героя.
Сцены
После составления вспомогательных карточек, переходим к основным. Это отдельные сцены нашего сюжета с участием тех или иных персонажей. Сюда включены и диалоги, и отдельные события, влияющие на дальнейшее повествование. Резкие повороты сюжета, демонстрация эмоций персонажа или его размышлений, тут ограничения только в вашей фантазии. Именно сцены мы будем складывать воедино, прокидывая мосты переходов между ними, что и станет нашим произведением. Главное правило заключается в том, что не должно быть бесцельных сцен, каждая должна нести какой-то смысл понятный вам и читателю.
Далее мы также подробно остановимся на моменте написания сцен и выявим черты идеальной сцены.
Данного плана вполне достаточно для написания небольшого рассказа, с чего мы и начнем, для написания же полноценной книги таких планов потребуется значительно больше, и уже они будут соединяться воедино. Но и об этом мы поговорим отдельно.