Что было поначалу
Первое время правления Екатерины, согласно писаниям, ознаменовано милостями, прежде всего для народа. Она уменьшила подати, штрафы, практиковала помилование преступников, не считая убийц и государственных противников. Всеми своими действиями Екатерина I пыталась подражать мужу. Императрица говорила:
«Мы желаем все дела, зачатые трудами Императора, с помощью Божией совершить».
Основным доказательством её стремлений выступили следующие поступки и преобразования:
- опубликование о снаряжении первой Камчатской экспедиции Беринга;
- открытие Академии Наук;
- учреждение ордена св. Александра Невского;
- обеспечение и сохранение безопасности государства.
Екатерина I, несомненно, чтила память Петра Великого и продолжала осуществлять начатые дела мужа.
Освоение Екатерины
Несмотря на вышеперечисленные преобразования, Екатерине поначалу было тяжело освоиться в государстве и понять, в каком направлении нужно дальше действовать.
На неё свалилось немало вопросов, требующих быстрого принятия решений. Не зря саксонский посланник Лефорт, в феврале 1725 года, писал, что позиции императрицы слабы и она «имеет много причин остерегаться и сближаться с хорошими советниками».2 Поэтому, на первых этапах своей деятельности
Императрице необходима была помощь в вопросах управления страной, в связи с чем, она решила обратиться к Сенату, действовавшему ещё при Петре I. Изначально, пока Император заседал в Сенате, орган имел высокую самостоятельность и силу, в принятии решений и организации своих полномочий, по сравнению с другими учреждениями. Но, как только Петр I перестал заседать в Сенате, в связи с новыми неотложными делами и утратой доверия к нему, орган исчерпал всю свою силу: «для подданных – последняя инстанция, для чиновников – последнее учреждение».
Положение Сената
О положении Сената в государстве писал В.О. Ключевский.
Согласно «Курсу русской истории», Сенат, в самом начале своей деятельности, один составлял все правительство и чуть ли не все центральное управление. Основной его функцией была распорядительно-исполнительная. «Теперь все на них положено», «теперь все у вас в руках», писал Петр, указывая за всем обращаться не к нему, а к сенаторам.
Однако, постепенно, Петр I начал ограничивать полномочия Сената, вводя новые органы управления.
Деятельность Сената начали разделять Коллегии.
Конечно, они были поставлены в прямой зависимости от главного органа, но их учреждение уже давало понимать, что это всё не просто так. Данными нововведениями Петр делал из Сената компетентного советника, а не ответственного приказчика.
Дело в том, что, в связи с непослушанием чиновников, появилась необходимость присматривать за Сенатом и применять различные меры воздействия на них.
Сначала эти меры выражались лишь в денежных штрафах и царских выговорах, но, когда Император понял, что данные меры наказания бездейственны, он учредил в 1715 году новую должность генерального ревизора (надзирателя указов). Основная функция данного органа заключалась в контроле своевременного исполнения сенатских указов.
Новая должность
В 1722 году вводят более серьезную должность – Генерал-Прокурора, которой обозначено было заполнить пробел между верховной властью и управлением.
Со временем, данному органу была предоставлена законодательная инициатива, благодаря которой авторитет его заметно вырос. Тем временем, деятельность Сената сводилась на «нет», так как Петр уже отказывался давать ему указы, а лишь обращался с запросами, как поступить в том или ином случае. Но, по словам В.О. Ключевского:
«…раздоры, пустые пререкания, неумелое и небрежное ведение дела, уменье накопить к 1722 г. 16 тысяч нерешенных дел - все это помешало Сенату вовремя взять в свои руки нити внутреннего управления, а когда у Петра стало больше досуга, он передал законодательную инициативу своему приставу при Сенате».
Итог
К вышесказанному можно подвести небольшой итог: при Императоре функционировала прочная, отлаженная им самим, система.
Очевидно, что данный механизм мог действовать только при Петре, так как он владел этим механизмом и знал все его нюансы и погрешности.
Поэтому, обратившись за помощью к высшим органам управления, действующим при Петре, и увидев все их погрешности и недоработки, Императрица поняла, что необходимо, в сложившейся ситуации, создавать новый орган, которым бы она смогла без помех управлять, контролировать его, и, который, несомненно, смог бы стать её «правой рукой».
Ну что-ж, подписывайтесь на канал, если вам интересно что я делаю.
Пишите в комментариях, что вы думаете о правлении Екатерины и на этом я с вами прощаюсь,
до скорого!