Мы уже неоднократно убеждались, что слова российских высокопоставленных чиновников очень часто расходятся с делом. Так 14 октября на пленарном заседании Государственной Думы глава Счетной палаты России Алексей Кудрин выступил с докладом по вопросу рассмотрения проекта федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. И вполне справедливо подверг критике заложенный в него прогноз экономического роста.
Кудрина не устроило то, что согласно документу российская экономика в уже в 2021 году должна показать рост более чем на 3 % при том, что в 2020 году прогнозируется на уровне 1,7 % (что, впрочем, тоже выглядит сильно оптимистично). Также Кудрин удивился увеличению инвестиций с 2 % в 2020 году до 5 % в 2021. Тоже непонятно с какого перепугу, без радикальных перемен в стране инвесторы побегут тратить свои деньги.
Тут важно заметить, что нынешняя бюджетная система была выстроена как раз в те времена, когда Минфин возглавлял сам Кудрин. И уж кому следовало бы не особенно критиковать нынешнее правительство, так это ему. Ведь процессы стагнации в российской экономике начались еще перед кризисом 2008 года, а противокризисные меры Минфина позволили положить себе в карманы бюджетные миллиарды не одному банкиру. Построение системы крайне неэффективных бюджетных расходов в целях защиты крупного капитала – это все проделки Кудрина.
В заключении Счетной палаты к проекту бюджета написано, что макроэкономические показатели на 2021 год подогнаны под майские указы Президента, но без проведения реформ есть риск не достигнуть данных показателей. Но почему все подряд пишут о необходимости реформ, и в правительстве, и в Госдуме, и в Центральном банке, и в Совете Федерации, но никто этим принципиально не занимается. Говорить о том, что надо что-то менять готовы все. А вот когда надо это делать – тут желающие сразу куда-то исчезают.
Кудрин очень забавен в анализе эффективности выстроенной им же системы. Валить во многом и свою вину на чисто техническое правительство, которое сейчас ни в каком развитии не заинтересовано, то еще странное занятие. Но у нас именно так. Уже на следующий день после ухода из правительства можно начинать его критиковать.
Кстати, в заключении к проекту бюджета еще есть очень интересное сравнение с бюджетными показателями развитых стран. И тут, как говорится, почувствуйте разницу между бездуховным западом и могучей Россией: расходы бюджета на здравоохранение в России – 2,9 % от ВВП, в США, где, якобы, все платное – 10,1 % от ВВП, В Великобритании – 7,2 % от ВВП, во Франции 8,0 % от ВВП. Затраты на образование в России – 3,7 % от ВВП, в Великобритании – 4,5 % от ВВП, во Франции 4,7 % от ВВП, по США данные не приведены. В целом отмечается, что затраты на социальные нужды в Российском бюджете значительно ниже, чем развитых странах, при чем не в абсолютных цифрах, а именно в процентах. Поэтому если услышите от кого-то сказочку про социальную ориентированность российского бюджета – можете смело плюнуть ему в лицо. Этот бюджет точно не для народа.
В заключении отмечу, что перемены в российской экономике требуют не только изменений в бюджете. Бюджет – это следствие. А вот кардинальные реформы в судебной системе, правоохранительных органах, изменение подходов к анализу эффективности надзорных органов могли бы что-то изменить. Только как я уже сказал, делать этого никто не будет.