Я пытался разобраться в вопросах казачества и его этнической принадлежности с 1995 года. До настоящего времени я не нашел однозначного ответа на происхождение слово казак, так как козак и казак в царские времена имело одинаковое значение, и какого либо различия, как сейчас утверждают, что козак - это на Украине, а казак - это в России нет и не было. Это чистая грамматика. Разин Степан Тимофеевич в царских грамотах писался как козак.
До начала 30 года 20 века казахи писались через букву к об этом можно прочесть в википедии про казахов.
Таким образом, отличить по старым письменным источникам где кОзаки украинские, где кАзаки донские, а где казаХи казахские невозможно.
Более того, многие казаки себя изначально казаками не именовали, а столица называлась Черкасск основана козаками - черкасами.
" между Азовским и Каспийским морем сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру…; взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским, или Козачьим (ибо то и другое имя знаменовало одно)…
— «История государства Российского», том 8
Первые казачьи полки формировались до образования Российского государства еще во времена Ивана Грозного на территории нынешней Украины и Воронежской области РФ, (Нежинский, Изюмский, Харьковский, Острогожский и т.д.)
Одной из самых старых казачьих станиц является станица Митякинская в Ростовской области, которая находится на левом берегу реки Северский Донец — притока Дона. Станица Митякинская была основана в 1549 году, то есть основанная на 20 лет раньше Черкасска - столицы Донского казачества. При этом следует отметить, что русские летописи аналогично греческим историкам регулярно путают Дон и Северский Донец (то есть в домонгольский период называли Донцом современные Уды, на которых стоял город Донец, а современный Донец до устья Дона в Азовском море — Доном либо Великим Доном). Часто, когда в летописных документах упоминается Дон, на самом деле речь идёт о Северском Донце.
Знаменитый и мной очень уважаемый атаман Кондра́тий Афана́сьевич Була́вин родился в 1660 году (по другим данным, 6 (16) июня 1671 года в станице Трехизбянской Вольного Дона ( ныне Трёхизбенка (укр. Трьохізбенка) — посёлок городского типа в новоайдарском районе Луганской области Украины. Погиб — 7 (18) июля 1708 года в Черкасске, в настоящее время станица Старочеркасская Ростовской области, Россия. Был сотником Бахмутской казачьей сотни, (Бахмут - город в Донецкой области Украины). Избранный атаман донских казаков 1705 - 1708 год. Предводитель народного восстания, по сути являющегося борьбой за независимость казаков от Российской империи, борьбой за Вольный Дон.
В своей «Истории государства Российского» Карамзин Н.М. писал "Заметим, что летописи времен Василия Темного в 1444 году упоминают о Козаках Рязанских, особенном легком войске, славном в новейшие времена. Итак, Козаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки - также. Вспомним Касогов, обитавших, по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что Оссетинцы и ныне именуют Черкесов Касахами: столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, назывались Черкасами, назывались и Козаками; что некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем. Они разделились на сотни и полки, коих Глава, или Гетман, в знак уважения получил от Государя Польского, Стефана Батори, знамя Королевское, бунчук, булаву и печать. Сии-то природные воины, усердные к свободе и к Вере Греческой, долженствовали в половине XVII века избавить Малороссию от власти иноплеменников и возвратить нашему отечеству древнее достояние оного. - Собственно, так называемые Козаки Запорожские были частию Малороссийских: Сеча их, или земляная крепость ниже Днепровских порогов, служила сперва сборным местом, а после сделалась жилищем холостых Козаков, не имевших никакого промысла, кроме войны и грабежа. - Вероятно, что пример Украинских Козаков, всегда вооруженных и готовых встретить неприятеля, дал мысль и северным городам нашим составить подобное земское войско. Область Рязанская, наиболее подверженная нападению Ординских хищников, имела и более нужды в таких защитниках. Люди молодые, бездомовные записывались в Козаки, побуждаемые к тому или некоторыми особенными, гражданскими выгодами - может быть, освобождением от всяких податей, - или прелестию добычи воинской. В истории следующих времен увидим Козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов, но не разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон Турецкий: оно без сомнения не бранное, когда витязи мужественные, умирая за вольность, отечество и Веру добровольно так назвалися." (https://www.litmir.me/br/?b=123509&p=205)
Вот теперь и разберись кто такой кОзак, кАзак или казаХ, его этническая принадлежность и кто они сейчас - казаки ????....
Ничего не утверждаю, сам хочу понять, так что обсуждаем соблюдая взаимное уважение,.......