Найти в Дзене
Адвокат Безуглов

Кто такие казаки? Отличия кОзаков от кАзаков и от казаХов. Обсуждаем.

кОзак отличительные признаки: православный, славяноязычный, часто знали татарский язык, одежда широкие шаровары, зипун, носит  оселедец (чуб на бритой голове), волосы темные, вольный, оружие сабля, ассоциируется с Запорожской сечью, так же назывались Черкасами, отношения с Российской империей - натянутые...
кОзак отличительные признаки: православный, славяноязычный, часто знали татарский язык, одежда широкие шаровары, зипун, носит оселедец (чуб на бритой голове), волосы темные, вольный, оружие сабля, ассоциируется с Запорожской сечью, так же назывались Черкасами, отношения с Российской империей - натянутые...
кАзак отличительные признаки: православный, славяноязычный, часто знали татарский язык, кучерявый чуб, хороший конник, оружие шашка и пика, шаровары с лампасами, вольные, ассоциируются в первую очередь с Донскими казаками, иногда назывались Чиги, Черкасы, Севрюки и т.д. отношения с Российской империей до Булавинского восстания натянутые, в последующим - служивые люди Российской империи..
кАзак отличительные признаки: православный, славяноязычный, часто знали татарский язык, кучерявый чуб, хороший конник, оружие шашка и пика, шаровары с лампасами, вольные, ассоциируются в первую очередь с Донскими казаками, иногда назывались Чиги, Черкасы, Севрюки и т.д. отношения с Российской империей до Булавинского восстания натянутые, в последующим - служивые люди Российской империи..
КазаХи до февраля 1936 года казаКи. Тюркский народ. мусульмане. соседствуют с Донскими, Уральскими (Яицкими) и др. казаками, хорошие конники, в настоящее время самостоятельный народ основное население Казахстана..
КазаХи до февраля 1936 года казаКи. Тюркский народ. мусульмане. соседствуют с Донскими, Уральскими (Яицкими) и др. казаками, хорошие конники, в настоящее время самостоятельный народ основное население Казахстана..

Я пытался разобраться в вопросах казачества и его этнической принадлежности с 1995 года. До настоящего времени я не нашел однозначного ответа на происхождение слово казак, так как козак и казак в царские времена имело одинаковое значение, и какого либо различия, как сейчас утверждают, что козак - это на Украине, а казак - это в России нет и не было. Это чистая грамматика. Разин Степан Тимофеевич в царских грамотах писался как козак.

Титульный лист диссертации И. Ю. Марция «Стенко Разинъ Донски козакъ изменникъ id est Stephanus Razin Donicus Cosacus perduellis» (Виттенберг, 1674)
Титульный лист диссертации И. Ю. Марция «Стенко Разинъ Донски козакъ изменникъ id est Stephanus Razin Donicus Cosacus perduellis» (Виттенберг, 1674)

До начала 30 года 20 века казахи писались через букву к об этом можно прочесть в википедии про казахов.

Постановление 5-го Всеказакского Съезда Советов «О восстановлении имени казаки за киргизской национальностью» (19 апреля 1925 г.)
Постановление 5-го Всеказакского Съезда Советов «О восстановлении имени казаки за киргизской национальностью» (19 апреля 1925 г.)

Таким образом, отличить по старым письменным источникам где кОзаки украинские, где кАзаки донские, а где казаХи казахские невозможно.

Более того, многие казаки себя изначально казаками не именовали, а столица называлась Черкасск основана козаками - черкасами.

" между Азовским и Каспийским морем сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру…; взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским, или Козачьим (ибо то и другое имя знаменовало одно)…

— «История государства Российского», том 8

Первые казачьи полки формировались до образования Российского государства еще во времена Ивана Грозного на территории нынешней Украины и Воронежской области РФ, (Нежинский, Изюмский, Харьковский, Острогожский и т.д.)

Одной из самых старых казачьих станиц является станица Митякинская в Ростовской области, которая находится на левом берегу реки Северский Донец — притока Дона. Станица Митякинская была основана в 1549 году, то есть основанная на 20 лет раньше Черкасска - столицы Донского казачества. При этом следует отметить, что русские летописи аналогично греческим историкам регулярно путают Дон и Северский Донец (то есть в домонгольский период называли Донцом современные Уды, на которых стоял город Донец, а современный Донец до устья Дона в Азовском море — Доном либо Великим Доном). Часто, когда в летописных документах упоминается Дон, на самом деле речь идёт о Северском Донце.

Знаменитый и мной очень уважаемый атаман Кондра́тий Афана́сьевич Була́вин родился в 1660 году (по другим дан­ным, 6 (16) июня 1671 года в станице Трехизбянской Вольного Дона ( ныне Трёхизбенка (укр. Трьохізбенка) — посёлок городского типа в новоайдарском районе Луганской области Украины. Погиб — 7 (18) июля 1708 года в Черкасске, в настоящее время станица Старочеркасская Ростовской области, Россия. Был сотником Бахмутской казачьей сотни, (Бахмут - город в Донецкой области Украины). Избранный атаман донских казаков 1705 - 1708 год. Предводитель народного восстания, по сути являющегося борьбой за независимость казаков от Российской империи, борьбой за Вольный Дон.

Памятник Булавину в Бахмуте.
Памятник Булавину в Бахмуте.

В своей «Истории государства Российского» Карамзин Н.М. писал "Заметим, что летописи времен Василия Темного в 1444 году упоминают о Козаках Рязанских, особенном легком войске, славном в новейшие времена. Итак, Козаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки - также. Вспомним Касогов, обитавших, по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что Оссетинцы и ныне именуют Черкесов Касахами: столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, назывались Черкасами, назывались и Козаками; что некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем. Они разделились на сотни и полки, коих Глава, или Гетман, в знак уважения получил от Государя Польского, Стефана Батори, знамя Королевское, бунчук, булаву и печать. Сии-то природные воины, усердные к свободе и к Вере Греческой, долженствовали в половине XVII века избавить Малороссию от власти иноплеменников и возвратить нашему отечеству древнее достояние оного. - Собственно, так называемые Козаки Запорожские были частию Малороссийских: Сеча их, или земляная крепость ниже Днепровских порогов, служила сперва сборным местом, а после сделалась жилищем холостых Козаков, не имевших никакого промысла, кроме войны и грабежа. - Вероятно, что пример Украинских Козаков, всегда вооруженных и готовых встретить неприятеля, дал мысль и северным городам нашим составить подобное земское войско. Область Рязанская, наиболее подверженная нападению Ординских хищников, имела и более нужды в таких защитниках. Люди молодые, бездомовные записывались в Козаки, побуждаемые к тому или некоторыми особенными, гражданскими выгодами - может быть, освобождением от всяких податей, - или прелестию добычи воинской. В истории следующих времен увидим Козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов, но не разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон Турецкий: оно без сомнения не бранное, когда витязи мужественные, умирая за вольность, отечество и Веру добровольно так назвалися." (https://www.litmir.me/br/?b=123509&p=205)

Вот теперь и разберись кто такой кОзак, кАзак или казаХ, его этническая принадлежность и кто они сейчас - казаки ????....

Ничего не утверждаю, сам хочу понять, так что обсуждаем соблюдая взаимное уважение,.......