На протяжении XVI - XVll веков непобедимая гусария была самой эффективной и самой эффектной частью армии Речи Посполитой. Ее сумасшедшие, но всесокрушающие атаки не раз приносили победу польскому войску даже в самых безвыходных ситуациях и потом ещё долго противникам Речи Посполитой в самых страшных кошмарах виделись несущиеся на них галопом "ангелы ада". Образ всегда побеждающего крылатого гусара стал настолько запоминающимся, что и сейчас является визитной карточкой Войска Польского и самой Польши. В этой статье речь пойдёт об рождении, расцвете и закате польских гусар.
Само слово "гусар", как и этот вид кавалерии - венгерского происхождения. Первоначально так называли тяжёлых всадников, снаряжаемых на войну двадцатью отдельно взятыми крестьянскими дворами (по-венгерски число двадцать звучит как "хуз", а двадцатый - как "хузар"). В начале XVl века Венгрия была полностью завоевана Османской империей, а оставшиеся гусары перешли на службу к Священной Римской империи и Польше, где развитие их пошло по разным путям.
В Речи Посполитой гусары из тяжёлой кавалерии перешли поначалу в лёгкую, что и понятно - ими были вконец разорившиеся шляхтичи, которым оружие порой покупали их хозяева-рыцари. Такие воины (подхамлики) обычно служили как охрана и застрельщики, но после ряда побед над крымско-татарским войском серьезно расширили свои функции, обратив на себя внимание польского короля Стефана Батория, проведшего в 1576 году военную реформу.
В результате его реформы гусары вернулись в состав тяжелой кавалерии и их назначением стало теперь нанесение таранного удара по боевым порядкам противника. Вооружение и снаряжение было теперь стандартизировано и унифицировано. Главным оружием крылатого гусара теперь стала пика, которая в бою ломалась после первого же удара, после чего гусар брался либо за саблю (если ему противостоял лёгкий конник), либо за кончар, предназначавшийся для тяжёлых всадников и пехотинцев и который стал отличительным признаком крылатых гусар (обычные гусары его не носили). Мощным и громким дополнением к холодному оружию являлись пистолеты, которых по регламенту полагалось две штуки, но на деле гусары могли иметь как 6 пистолетов одновременно, так и не иметь их вовсе, используя как оружие дальнего боя татарский сложносоставной лук. По тому же регламенту, крылатые гусары должны были облачаться в хорошие кованые латы, но этот пункт регламента соблюдался очень редко, ведь снаряжаться гусарам приходилось за свой счёт, поэтому среди их доспехов можно было встретить и чешуйчатые панцири в "сарматском" стиле (как дань моде на все древнее, польская шляхта приписывала себе сарматское происхождение), и обыкновенные кольчуги.
Важным элементом снаряжения гусарии, благодаря которому они и получили свое название, были "крылья" - деревянные рамы, обшитые перьями и крепившиеся к седлу (позже - к доспеху). Помимо мощного эстетического и психологического эффекта, "крылья" имели и практическое применение - они не давали забросить на гусара аркан.
Тактика применения крылатых гусар заключалась в следующем. Для атаки хоругвь (25-80 всадников) выстраивалась в три и более шеренги. Первые шеренги составляли самые опытные и хорошо вооружённые воины, а задние — молодые и агрессивные, которые развивали успех в случае прорыва вражеского строя. Атака начиналась с расстояния приблизительно 100 шагов от противника. Сначала гусары ехали шагом, потом — рысью, затем — галопом, а на расстоянии несколько шагов до противника первая шеренга переходила в карьер. Такой темп атаки позволял сберечь силы коней и снизить потери гусар от огнестрельного оружия противника, которое было эффективно только на близкой дистанции. После первого удара пиками крылатые гусары пускали в ход кончары или сабли в зависимости от густоты схватки, а также снаряжения и вооружения противника. Обычно итог боя решала одна гусарская атака, но если противник не сдавался, то атаку повторяли (так, в битве при Клушине 1610 года гусары атаковали 7 раз подряд, прежде чем им удалось ворваться в русский лагерь). Если же крылатым гусарам удавалось прорвать боевые порядки, то для противника это была катастрофа: его не могло спасти уже ничто - ни подкрепление, которое моментально ложилось под ударами гусар и шеренговых всадников (драгун); ни военные хитрости, вестись на которые прямо запрещал гусарский воинский устав.
Разумеется, наиболее эффективно гусария действовала против конницы и открытых боевых порядков противника, а если противника защищали мощные фортификационные сооружения и он имел достаточное количество дальнобойного огнестрельного оружия и метких стрелков? Тогда атака крылатых гусар превращалась в массовое самоубийство. Это наглядно показала Кумейковская битва 1637 года, когда казакам удалось выманить крылатых гусар на разбросанный перед вагенбургом чеснок и затем расстрелять в упор. После этого во всех сражениях запорожские казаки и русские войска в обязательном порядке использовали чеснок и рогатки, о которые разбивался наступательный порыв гусарии.
Последний раз в своей истории крылатые гусары ходили в атаку в битве при Клишеве в 1702 году против войск шведского короля Карла XII. Атака пошла предсказуемо: гусары со всего размаху налетели на шведские рогатки и были расстреляны ружейно-пушечным огнем. Этот разгром подвёл черту под историей крылатых гусар, но они сохранялись в польской армии до 1775 года, когда в ходе последней в истории l Речи Посполитой военной реформы были заменены уланами.