Три года - это возраст, в котором дети, и мальчики, и девочки, достигают новой стадии эмоционального развития и проникаются чувством, что их папы замечательные люди, самые лучшие на свете. Свое восхищение дети выражают тем, что хотят одеваться, говорить и вообще делать все точно так, как это делают родители.
Правда, иногда и двухлетняя девочка, подражая маме, берется, например, мести пол, но ее интересует в этом деле только веник, а не процесс уборки. Зато девочка в пять лет, «примеряя» мамино платье, думает не о том, какое оно красивое, а о том, как хорошо быть похожей на маму, и она действительно становится на нее похожей, даже не прилагая для этого особых усилий просто в силу естественного процесса развития личности, отождествляющей себя со взрослым человеком.
Tо бессознательное упрямство и внутреннее противостояние, которые были свойственны ребенку в два с половиной года, исчезают после трех лет у большинства детей, чувства которых к родителям становятся не просто дружескими, а родственно теплыми и нежными; хотя они все же не настолько глубоки, чтобы ребенок всегда сознательно повиновался родителям и всегда вел себя хорошо. Он уже чувствует себя самостоятельной личностью и испытывает желание утвердить себя, даже вопреки воле родителей.
При этом, как ни послушны и сговорчивы бывают дети в возрасте от трех до шести лет, для четырехлетних нужно сделать некоторую оговорку, потому что они нередко ведут себя задиристо и любят поспорить, выводя старших из себя, так что маме, приходится проявлять твердость, чтобы держать ребенка в руках.
В 3 года мальчик желает быть во всём похожим на отца.
В этом возрасте мальчик начинает осознавать, что но будущий мужчина и что он вырастет похожим на своего отца. Это наполняет его чувством восхищения своим отцом, а заодно и желанием подражать всем мальчикам и мужчинам, которых он видит. Они вызывают у него интерес, он ловит каждое их движение и слово и старается быть похожим на них в манерах и в поступках. Это видно по его играм: он водит игрушечный грузовик или поезд, изображает пожарного или полисмена, строит дом или мост. Отвечая маме или бабушке, он употребляет папины слова, подражая даже его голосу и тону, и так же ведет себя со всеми окружающими, копируя во всем поведение отца. Все это имеет определенный смысл: подражая отцу и другим мужчинам, мальчик готовит себя к жизни в обществе, к будущим мужским делам и обязанностям: профессиональным, общественным и нравственным.
Девочка старается во всем походить на маму.
Девочка в возрасте трех лет осознает, что ее жизненная роль - это роль женщины, и начинает ревностно стремиться к тому, чтобы во всем быть похожей на свою маму и на других женщин. Наблюдая за тем, как мама ухаживает за младенцем и занимается домашними делами, она старательно повторяет eё действия, играя с куклами: тоже ухаживает за ними и наставляет их, как себя вести, употребляя те же самые слова и выражения, которыми пользуется мама, и копируя ее интонации. В отношении к мальчикам и мужчинам она во всем подражает матери, бессознательно усваивая ее взгляды и поведение.
Детям не чужды романтические чувства: мальчик немного влюблен в маму, а девочка в отца.
До этого возраста мальчик любил свою маму как кормилицу, чувствуя свою полную зависимость от нее, теперь же его чувства приобретают романтическую окраску, поскольку он подражает поведению отца, так что от четырехлетнего ребенка можно услышать настойчивые заявления о том, что он обязательно женится на своей маме, когда вырастет. Он, разумеется, еще не представляет себе в точности, из чего состоит семейная жизнь, но зато полностью уверен в том, что мама является для него самой желанной и необходимой женщиной на свете. Подобное же чувство любви к отцу появляется и у девочки, если она развивается нормально, следуя в своем поведении примеру матери.
Эта романтическая привязанность способствует духовному росту детей: благодаря ей они приобретают правильный настрой чувств к людям противоположного пола, который помогает им позже сделать хороший выбор, вступая в брак. Но в этом деле есть и другая сторона, вызывающая озабоченность у детей и сильно расстраивающая некоторых из них. Дело в том, что если мужчина или мальчик (даже если это 3-4-летний ребенок) испытывает сильную любовь к женщине, то он, конечно
желает, чтобы она принадлежала только ему и никому другому, и переживает ревность, когда она проявляет любовь к другому муж- чине. Поэтому ребенок трех-пяти лет, чувствуя возрастающую привязанность к матери и понимая, что она уже принадлежит его отцу, начинает испытывать по отношению к нему скрытое раздражение (хотя и любит его и восхищается им). Временами ему хочется, чтобы отец куда-то исчез, «испарился», хотя бы на время, и тут же к нему приходит сознание вины за столь неблагодарные чувства.