Найти тему
Картины рассказывают...

Как Артемисия Карийская о муже скорбила

Принято считать, что любовь - светлое и возвышенное чувство. Но иногда любовь принимает такие неожиданные формы, что их самый раз назвать извращенными.

Вот именно такой была любовь Артемисии Карийской, жены Мавсола, правителя Карии в 377—353 годах до н. э.

Франческо Фурини. Артемисия,  ок. 1630
Франческо Фурини. Артемисия, ок. 1630

Артемисия являлась не только женой, но и сестрой правителя Карии (исторической области на юго-западном побережье Анатолии, ныне входящей в состав Турции) Мавсола.

Все дело в том, что их отец Гекатомн, родоначальник династии Гекатомнидов, был сторонником идеи "семейной власти". Чтобы не делить ее с другими родами, он поженил своих детей: Артемисию и Мавсола.

После смерти отца Мавсол стал правителем Карии. И, надо сказать, был хорошим правителем. Он даже расширил пределы владений за счёт близлежащих греческих островов. При его дворе процветали греческие искусства и науки.

Но случилось так, что в 353 году до н. э., в возрасте примерно 57 лет, Мавсол умер. Власть в свои руки взяла Артемисия. Она правила Карией в течение двух лет, до своей смерти.

Какой правительницей была Артемисия достоверно не известно. Но прославилась она другими делами.

Чтобы увековечить память мужа, она приказала построить в его честь величественную гробницу в Галикарнасе.

Симон Вуэ. Артемисия строит Мавзолей,  1640-е
Симон Вуэ. Артемисия строит Мавзолей, 1640-е

Гробница Мавсола... Она была настолько величественной и прекрасной, что позже Антипатр Сидонский назвал ее одним из Семи чудес света. 

К тому же это выражение - гробница Мавсола - стало нарицательным для всех роскошных или по другим причинам значимых усыпальниц. Мы до сих пор им пользуемся. Мавзолей... Вот откуда идет это слово.

К сожалению, сама царица так и не увидела мавзолей во всем великолепии.

Фердинанд Кнаб. Мавзолей в Галикарнасе, 1886
Фердинанд Кнаб. Мавзолей в Галикарнасе, 1886

Построение столь великолепного мавзолея - несомненно, деяние достойное любящей жены. Но не только этим прославилась Артемисия.

Из-за своей невероятной скорби по умершему супругу и брату Мавсолу она подмешивала его прах в своё питье. Об этом упоминает Авл Геллий, древнеримский писатель и знаток римской архаики.

Геррит ван Хонтхорст. АРтемисия, ок. 1635
Геррит ван Хонтхорст. АРтемисия, ок. 1635

Эразм Квеллин. Артемисия, 1652
Эразм Квеллин. Артемисия, 1652
Арнольд Хоубракен. Поминовение Мавсола Артемисией, 17 в.
Арнольд Хоубракен. Поминовение Мавсола Артемисией, 17 в.

Согласитесь, поступок мало объяснимый. Если сказать грубее, почти безумный.

Многие объясняют его безмерной скорбью Артемисии, и ставят ее в пример целомудрия вдовства, чистейшей и редчайшей любви.

Как бы там не было, но этот странный поступок вдохновил многих художников на создание полотен, на которых Артемисия изображена с кубком с прахом мужа.

Питер ван Линт. Артемисия с прахом  Мавсола, между 1624 и 1690
Питер ван Линт. Артемисия с прахом Мавсола, между 1624 и 1690
Неизвестный художник. Скорбящая Артемисия, 17 в.
Неизвестный художник. Скорбящая Артемисия, 17 в.
Иоганн Генрих  Тишбейн. Артемисия, 1775
Иоганн Генрих Тишбейн. Артемисия, 1775
Йозеф Хейнц. Скорбящая Артемисия, ок. 1600
Йозеф Хейнц. Скорбящая Артемисия, ок. 1600
Филиппо  Тарчиани. Артемисия добавляет в вино прах мужа, 1620-е
Филиппо Тарчиани. Артемисия добавляет в вино прах мужа, 1620-е