Река с забавным названием Таракановка, позаимствованным от фамилии одного из местных землевладельцев, протекала у Нарвских ворот. Деревянный мост через нее, был первым, который преодолевал трамвай Оранэлы после запуска в 1916-м году.
От реки ничего практически не осталось – ее русло от Обводного канала до Екатерингофского парка было засыпано при строительстве ДК им. Горького к 1927 году. Но ни народ никак не хотел признавать ее исчезновение, ни сама река словно не собиралась кануть в Лету (уж простите за каламбур, ведь Лета – тоже река). Так постепенно Таракановка стала призраком. Рекой, которой нет, но присутствие которой может почувствовать всякий горожанин с минимальным воображением.
Одна из городских легенд гласит, что если тихой ночью встать под арку Нарвских ворот, то можно услышать ее журчание. Ну это, как говорил, товарищ Сухов – вряд ли. Реку засыпали, а не заключили в трубу, как бывает, делают, так что ее просто нет, от слова «совсем». Но исчезнувшая река о себе постоянно напоминает. Небольшая речка в Екатерингофском парке все еще сохраняет нам это имя. А уж когда в конце 70-х годов на площади Стачек затеяли строительство подземного перехода, то ленинградцам предстал во всем великолепии трехпролетный каменный Таракановский мост. Его даже хотели включить в оформление перехода, но видно торопились к Олимпиаде и потому просто его разобрали. И все же каждый, кто спускается в этот переход, может ощутить мистическое чувство, что он идет точно по руслу засыпанной реки.
А теперь самый, наверное, впечатляющий артефакт Таракановки – это безымянный мост-переход по набережной Обводного канала между домами 134 и 136. Он соединял корпуса завода «Треугольник», находившиеся на разных берегах Таракановки. Кстати, корпуса эти, похожие на дома с привидениями, строились тогда же и в том же краснокирпичном промстиле, что и здание нашей Княжевской подстанции.
Взгляните на этот шедевр промышленного модерна. Конечно, он не дотягивает по изяществу до Зимнего моста через Зимнюю же канавку или до Моста Вздохов в Венеции. Но есть в нем какая правда рабочей окраины Петрограда-Ленинграда. Уже и реки нет, и завод развалился, а мост остался.
Кстати, есть сегодня на карте Петербурга и Таракановский мост, только он переброшен через Обводный канал, но точно по оси исчезнувшей реки, которая чисто геометрически пересекала канал (были они на одном уровне и, понятное дело, их воды смешивались). К Обводному каналу выходила и нынешняя улица Циолковского, которая является ничем иным как засыпанным руслом реки-призрака