С 3 октября 2019 по 9 марта 2020 года в Русском музее проходит масштабная выставка произведений Ильи Репина, посвященная 175-летию со дня рождения художника. Она включает в себя более 250 работ. Экспозицию составляют работы из Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, музея-усадьбы «Пенаты» и других российских и зарубежных музеев и частных коллекций. ART1 посетил выставку и оценил реалистическую живопись выдающегося русского художника 19 века.
Первый зал посвящен академическому периоду жизни и творчества Репина. Центральное место отведено картине «Воскрешение дочери Иаира» — дипломной работе, признанной самой лучшей за все время существования Академии художеств. Кроме того, ее считают официальным началом творческой карьеры Репина. Действительно, она привлекает цельностью и логичностью построения композиции, игрой света и тени. Левая сторона картины освещается подсвечником, который озаряет Спасителя и белое лицо усопшей. Правая сторона при этом, наоборот, затемнена. И в полумраке мы видим скорбящих родителей.
По мере продвижения по выставке в глаза бросается и произведение Репина «Приготовление к экзамену». На ней изображены братья будущей жены художника Веры Шевцовой. Один юноша спит, прижав книжку к груди, а другой шлет воздушный поцелуй девушке. Картина проникнута озорством, легкомысленностью, духом студенчества.
В следующем зале нас встречает экспозиция, посвященная пенсионерской (оплачиваемой) поездке Репина в Париж. Особенно впечатляет произведение «Садко». Чтобы добиться реалистичности, художник изучал особенности цвета морской волны, морских обитателей. Он даже посещал аквариум в Берлине. В итоге, Репин использовал различные оттенки зеленого цвета: от салатового до малахитового.
Рядом с «Садко» находятся портреты деятелей искусства, которых Репин видел во время поездки в Париж («Портрет Ивана Тургенева», «Портрет Алексея Боголюбова»).
Одна из самых известных картин Репина, принесшая ему всероссийскую славу – «Бурлаки на волге».
Художник работал над картиной пять лет: рисовал эскизы, рисунки, даже переделывал готовый вариант картины. «Бурлаки» интересны в первую очередь своими героями. Это реальные люди, которых Репин приглашал для позирования. У каждого из них свой характер, внутренний мир. Кто-то вытирает пот со лба, кто-то успевает закурить. Все они смирились со своей тяжелой участью, но несмотря на палящее солнце и сильное течение реки, продолжают тянуть лямку. Смотря на эту картину, пронизываешься милосердием и сочувствием к непростой судьбе бурлаков.
Репин знаменит и своими портретами. В следующем зале представлены портреты деятелей музыкальной культуры: Антона Рубинштейна, Цезаря Кюри, Николая Римского-Корсакова. Но особенно интересен образ Модеста Мусоргского.
Художник писал картину за несколько дней до его смерти. Репин изображает великого композитора непричесанным, в халате, в его глазах чувствуется тоска, печаль. Мастер не скрывает недостатков известного человека, внешне он показывает его непримечательным. Для Репина куда важнее душа, внутренний мир человека. Мы видим духовную красоту Мусоргского, его силу и величие.
В последнем зале правого крыла посетители с особым интересом рассматривают картину «Запорожцы». Запорожские казаки пишут язвительное письмо на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Произведение пропитано вольнолюбивым духом, сплоченностью народа. Перед нами мощные, яркие характеры и образы.
Левое крыло экспозиции охватывает годы наивысшего творческого расцвета Репина. В первом зале сразу бросается в глаза картина «Не ждали». Ссыльный революционер возвращается домой после заключения. Мы как будто видим мгновение принятия решения, ведь через секунду ситуация изменится. Родственники либо станут встречать и обнимать ссыльного, либо отвернутся от него. Картина держит нас в напряжении, и мы сами додумываем ее сюжет.
Главной картиной на религиозную тему этого периода является «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Это произведение написано на актуальную для России тему. Предпосылкой для картины послужило выступление Льва Толстого с проповедью, провозглашавшей отмену смертной казни. Сюжет картины основан на истории из жизни Николая Чудотворца, который узнал, что трое невиновных людей осуждены на казнь из-за подкупа. Святой Николай сразу же пошел и остановил казнь. Интересно, что при покупке этого произведения Александр III публично заявил о создании Русского музея.
Лев Толстой занимал особое место в творчестве Репина. Художник написал много портретов великого писателя, так как с ним его связывали долгие дружеские отношения. Центральное место занимает картина «Лев Николаевич Толстой босой». Репин писал этот портрет с натуры в имении Толстого Ясная Поляна. Художник отражает его духовные искания. Писатель изображен серьезным, сосредоточенным, у него пронзительные глаза и грозные брови.
Преуспел Репин и в исторических работах. Первой его картиной на эту тема была «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре». Перед нами сильная и мужественная женщина, в ее взгляде прочитываются злоба и ненависть, а в позе – гордость и царское достоинство. При взгляде на нее чувствуешь страх, смятение, пропитываешься ее горем и ненавистью.
Также одной из самых известных картин Репина на историческую тему является «Иван Грозный и сын его Иван». К сожалению, на выставке представлены только эскизы и мультимедийная программа, так как это произведение еще находится на реставрации после покушения на него 25 мая 2018 года.
Центральное место в следующем зале сосредоточено на картине «17 октября 1905 года». Это своего рода отклик на манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Народу было обещано даровать неприкосновенность личности, свободу совести, слова. Люди с воодушевлением встретили преобразования. Это видно по радостным воплям рабочих, студентов, профессоров, которые держат красные флаги. Репин сумел создать настроение свободы, веры в лучшее.
В последнем зале нас встречает картина «Финские знаменитости». Репин был знаком со многими деятелями финской культуры. На полотне изображены поэт Эйно Лейно, композитор Ян Сибелиус, художник Аксели Галлен-Каллела и другие.
Благодаря хрестоматийности произведений выставка позволяет разложить все по полочкам. Кроме того, экспозиция знакомит нас с многогранностью Репина, его мятущейся душой. Он погружался в евангельские сюжеты, выражал свое отношение к происходившим событиям, постоянно искал истину. Все это мы можем «прочитать» в его картинах, проникнуться героями и испытать всю гамму эмоций.
Светлана Зимова