Найти тему

Вырубал ли колхозник яблони при Хрущеве?

Фото с Яндекс -картинки
Фото с Яндекс -картинки

В очередной раз прочел, теперь и на Дзене, страшную легенду о том, что мудрый Сталин холил и лелеял частную инициативу и всячески поддерживал ЛПХ, а Хрущев придя к власти обложил подворья и в частности плодовые деревья селян налогом в результате чего колхозники массово вырубили личные сады.

Так ли это было на самом деле?

Начнем с того, что сельскохозяйственным налогом в денежной форме личные подворья были обложены еще при Ленине, в 1924 году. в соответствии с Положением о едином сельскохозяйственном налоге от 30.4.1924 г.

В этом положением обложению единым сельскохозяйственным налогом подлежали занимающееся сельским хозяйством население, а также коллективные и советские хозяйства. Налог исчислялся и взимался с каждого отдельного хозяйства по количеству принадлежащей ему по праву трудового пользования и арендуемой земли, а также по количеству рабочего и крупного рогатого скота.

В состав облагаемой земли включалась площадь пашни, занятая яровыми и озимыми полями, паром, толокой, посевами трав, риса, хлопка и других технических растений, сады, огороды, виноградники, ореховые, чайные и другие культурные насаждения, приусадебные земли и одворицы,площадь заливных и незаливных сенокосов.

В последствии, при Сталине положения о сельскохозяйственном налоге трансформировались. Менялись ставки налога, вводились размеры базовой доходности с 1 га сельхозугодий.

В виде закона СССР сельскохозяйственный налог был установлен Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. В этом законе так же устанавливался базовый доход крестьянина, дифференцированный по сельскохозяйственным культурам, продуктивному и рабочему скоту, от которого исчислялась сумма налога.

Вот что писал Михаил Шолохов в рассказе "Свет и Мрак" в 1949 году:

" Помимо прочего дед Трифон еще и скептик: он выдерживает многозначительную паузу, обводит присутствующих испуганными глазами и зловещим шепотом вопрошает:
— А финотдел?
— Что финотдел? При чем тут финотдел? — в свою очередь, спрашивает бригадир и глядит на него изумленными глазами.
-
При чем финотдел, спрашиваешь? А при том: в прошлом году вызывают меня в сельсовет, финотделов агент спрашивает: «Сколько, папаша, деревьев в твоем саду?» А чума их знает, говорю ему, иди сам считай. Он не погордился, пришли комиссией, пересчитали все дерева, финотделов агент и говорит: «Каждое косточковое дерево, ну, слива там или еще какая-нибудь вишня, четыре штуки их считаются за одну сотую платежной земли, а каждое семечковое, яблоня ли, груша — за одно дерево — одна сотая». — Это, говорю ему, даже уму непостижимо, как у вас получается. С одной стороны, указание, чтобы сады разводили, а с другой — плати за каждое дерево, а мне от этих деревьев пользы, как от козла молока, они ни фига не родят. Я уже прикидываю: не порубить ли часть дерев?"

А что же Хрущев? А ни чего. Новый закон о сельскохозяйственном налоге, в котором дифференциация по культурам отменялась и налог брался с одной сотки независимо от выращиваемых культур Верховный Совет СССР принял 8 августа 1953 года за месяц до того как Хрущев стал Первым секретарем ЦК КПСС.

Вот такая история с яблоньками.