Найти тему
Совкомбанк для бизнеса

Предпринимателем рождаются, а бизнесменом становятся

Станислав Покрышкин, генеральный директор маркетингового агентства «Косатка маркетинг», о предпринимательстве и предпринимателях.

Сколько стоит начать бизнес? Какой первый шаг в любом бизнесе? Как приходят идеи? И что важно в предпринимательстве? На все эти вопросы Станислав честно ответил в беседе с нами.

— Станислав, расскажите про свой бизнес.

— Я владелец маркетингового агентства полного цикла — «Касаткин маркетинг». На рынке мы с 2012 года, то есть уже семь лет предоставляем маркетинговые услуги предпринимателям малого и среднего звена. Из состояния микро-компании мы уже вышли. Сегодня нас можно уверенно отнести к малому бизнесу.

— Ваша услуга востребована рынком?

—Да, очень востребована. Но стоит понимать, Россия в плане маркетинга отстает от Европы и Америки. У нас маркетинг только набирает популярность.

Долгое время, маркетологи были теми, кого первыми сокращали в кризис. Сейчас приходит понимание, что маркетинг — важнейший отдел в компании, определяющий весь путь развития бизнеса. Бизнес также начинает понимать, что маркетинг — это не спринт, а длинный марафон. Маркетолог работает над долгосрочными отношениями с потребителем.

— Ваши услуги дороги?

— Наши услуги недешевые. Но иначе мы не сможем содержать дорогие кадры. Вот в маркетинге кадры дорогие очень.

Открыть счет в Совкомбанке

— Как вообще пришла идея стать предпринимателем?

— У меня ощущение, я родился предпринимателем. У меня и мама предприниматель, и папа, и даже бабушка.

Свои первые деньги я заработал у отца. У него был цех по обработке камней, где рабочие выполняли самую простую функцию — вырубали в камнях определенные формы и покрывали эти вырубки краской. Но покрывали неаккуратно, надо было счищать лишнюю краску. Вот я и договорился с рабочим, что за 50 рублей в выходные буду вместо него оттирать краску. Рабочий платил мне 50 рублей, а я тер за него. Потом я вообще за 80 не только оттирал, но и сам красил. Но тогда я уже был с опытом, поэтому изначально красил вырубки аккуратно, практически ничего и оттирать не приходилось.

В 14 лет я уже сам рубил камень.

В 16 лет торговал с мамой на рынке петардами. Я до сих пор люблю продавать и общаться с клиентами.

Например, у меня есть сеть магазинов «Фейерверк», в которой я лично продаю петарды и фейерверки 30 и 31 декабря. И делаю это с 2005 года, то есть уже 14 лет. Есть клиенты, которые специально в эти дни приезжают ко мне. Им нравится покупать у меня, а мне нравится им продавать. У меня чеки в эти дни в полтора раза выше, чем у обычного персонала.

— Как вы думаете, надо ли учиться на предпринимателя?

— Можно и учиться, если у вас есть идеи сделать мир лучше. Но, прежде всего, для предпринимательства надо иметь особый внутренний склад.

Предприниматели и бизнесмены абсолютно разные люди. Бизнесмены делают деньги, предпринимателям же не сидится на месте, мы все время придумываем идеи, реализовываем их и стараемся сделать мир лучше. Если идея пришла в голову, то мы живем ею, видим ее во сне, обдумываем в душе и т.д. Мы готовы ее реализовывать, даже не получая денег какой-то период.

Предпринимательство — это образ мышления. Вот я иду в метро, и я не вижу людей, а вижу монетки. Да, над каждой головой у меня светится значок доллара или рубля. И я думаю, какой же бизнес здесь можно замутить, ведь это живой поток денег.

Я считаю, что учеба никому не мешает, но сперва должны гореть глаза. С потухшими глазами не хватит энергии дойти до конца, и образование здесь не поможет.

— Что сложнее начинать бизнес или удерживаться на плаву?

— Удерживаться на плаву сложнее в разы.

Дело в том, что предпринимателю очень легко сгенерить идею. Мы идем в метро, и у нас рождается идея, выключаем телевизор, и появляется идея, ложимся спать, и нам снится новая идея… Идей много.

Но когда ты уже начал, построил, то важны другие процессы. И здесь труднее. Надо много знать, постоянно учиться и внедрять эти знания в собственный бизнес. Мне 35, у меня два высших образования, но я все учусь.

— Были ли какие-то сложности на старте?

— Были. И это люди. Я много допустил ошибок, когда влезал в направления, в которых не разбираюсь. Желание такое часто возникает у многих, но надо понимать, что именно на таких направлениях предпринимателей легче всего обмануть. Например, просить дополнительных инвестиций.

Поделюсь собственным опытом. У меня было два успешных бизнеса, были деньги для инвестиций, и я решил открыть собственную веб-студию на подобии Биглиона. Я нанял на первом этапе дизайнера и двух программистов, снял маленький офис и стал делать свой купонник.

И здесь я допустил две ошибки.

Во-первых, мы отвлекались от главной цели, постоянно делая кому-то из знакомых сайт. У нас произошло размытие цели.

Во-вторых, начались проблемы с кадрами. Сперва один ушел, потом второй. Причем не просто ушел, а увел в Казань за собой часть команды. Там они через три месяца разругались и разбежались, но мне от этого проще не было. И ошибка моя была в том, что я нанимал людей с открытой душой, я сразу им доверял. А так нельзя. Предприниматель должен видеть людей насквозь.

— А сейчас с какими проблемами сталкиваетесь?

— Проблемы те же самые, но уже проще, так как есть костяк. Люди — самое ценное в бизнесе. Но нельзя нанимать хорошего человека и подстраивать под него вакансию. Человека берут для решения конкретных задач.

Я часто сравниваю бизнес с симфоническим оркестром, где каждый должен правильно играть на своем музыкальном инструменте, а предприниматель должен умело всем этим дирижировать. Только в этом случае есть шанс красиво играть.

— Станислав, когда начинают собственный бизнес, у всех же есть план заработать?

— Да.

— У вас же тоже был?

— Грандиозный.

— Воплотили?

— Частично.

—А возможны ли другие планы при запуске бизнеса?

— Какие?

— Например, перевернуть мир.

— Сейчас такие.

— То есть, когда частично план заработать осуществился, то появляются другие?

— Нет, я бы сказал, что предприниматель всегда хочет изменить мир. Благодаря нам происходит эволюция сервиса, да и мира в целом.

Многие услуги эволюционируют именно благодаря нам. Ведь мы все время что-то улучшаем, рассказываем покупателям об этом, обновленный товар или услугу начинают покупать, приходится и конкурентам подтягиваться. И таким способом преобразуется мир.

— Вообще начало бизнеса это дорогая история?

— Нет.

— Ваша оценка, сколько надо денег, чтобы начать?

— Зависит от бизнеса, от направления. Кто-то может начать с минимальными вложениями. Кому-то все же нужны инвестиции. Например, это касается товарных бизнесов.

Как-то после семинара ко мне подошла женщина. Она просила помощи, так как хотела продавать свои хендмейд игрушки, но считала, что это очень дорого, так как нужен сайт, реклама в интернете и т.д. Но я объяснил, что ей можно двигаться и с минимальными затратами. Сфотографировать свои работы и продвигать их в соцсетях, на Авито и Юле. Можно арендовать «свою полку» в магазинах, где продают такие товары, платить лишь комиссию за реализацию и не нести траты даже на продавца.

Ко мне часто, как к инвестору, приходят за деньгами. Например, недавно обратилась девушка. Ей нужно 10 млн рублей для запуска мебельной линии. Девушка работала в мебельной компании. Получила опыт и связи, решила открыть собственный подобный бизнес. В ее понимании, все заработает, как только она купит на 10 млн станочного оборудования.

Но здесь нет никаких гарантий, что ее идея реализуется. Я честно сказал, что дам 10 млн, если она сейчас подпишет договора на отгрузку мебели на 5 млн. Что она будет отгружать? Надо перезакупиться в компании, в которой работала ранее. Но важно, чтобы ее бывшие клиенты согласились купить именно у нее. Сможет — буду ее инвестором. Не сможет — я инвестировать не буду.

Схема «купи – продай» неплоха. Она работает. И очень многие крупные предприниматели начинали свое дело именно так.

— Какие планы ставите перед своим бизнесом?

— Я уже говорил, что у меня несколько компаний. Вот одну из них я планирую за пять лет вывести в лидеры российского рынка. А за 10 лет мы должны выйти в оборот 1 млрд рублей.

Если говорить про маркетинговое агентство, то перед нами стоит миссия — формирование маркетинговой культуры. Если говорить про цифры, то в ближайшие три года планируем выйти на оборот в 10 млн рублей в месяц.

— Станислав, у вас были трудности, часто действительность была далеко от идеала, что вас поддерживало в такие времена?

— Запас инвестиций с моих соседних компаний. Если б этих денег не было, то давно б закрылись.

А еще держала вера. Я верю, что мое маркетинговое агентство войдет в топ-10 таких агентств России в ближайшие 3 – 5 лет.

— И в конце такого разговора мы обычно просим дать советы начинающим предпринимателям.

— Во-первых, нельзя сидеть в жестком минусе. Надо знать финансовый менеджмент, уметь считать, контролировать дебиторскую задолженность и прогнозировать кассовые разрывы.

Во-вторых, необходимо следить за конкурентами. Если этого не делать, то вы строите свой бизнес вслепую.

В-третьих, надо строить экологичный бизнес, то есть быть честным и не пытаться обмануть потребителя.

Безусловно, есть черные предприниматели, которые изначально делают плохой продукт, знаю это, но их все устраивает. Но я против такого бизнеса. Я убежден, что предпринимательство должно делать мир лучше.

В-четвертых, надо делиться. Да, я за меценатство и благотворительность.

Кроме того, стоит помнить, что быстро ничего не происходит. Окупаемость бизнеса обычно происходит за год. Не верьте, если вам обещают более быстрый успех.

Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.

Статья была подготовлена для вас порталом Sovcom.pro