Найти в Дзене
SonoRusso

Как заинтересовать подростка языками. Моя история.

Оглавление

Когда Дзен объявил о конкурсе #яучитель , я сразу понял про кого я расскажу. Был у меня один преподаватель, которого я забуду нескоро. Она не только подтянула мне английский язык, но и заинтересовала меня в изучении языков в целом. Это был один из немногих преподавателей в моей жизни, на занятия к которой я действительно рад был ходить. И когда занятия пришлось прекратить я был действительно расстроен. А спустя много лет я завел этот блог, на что во многом повлияли те занятия.

Я долго думал, как бы так рассказать о ней, чтобы эта статья была полезна. Я проанализировал, что же меня так зацепило, что мне так нравилось и какие методы она использовала. Но сначала я расскажу короткую историю моих с ней занятий, а потом уже и о её действенных методах работы с подростками. Может кому и будет полезно, ведь в целом эти советы полезны к любой области знаний.

Просто картинка из яндекса для фона
Просто картинка из яндекса для фона

История

Давно это было. Я тогда только закончил девятый класс. К выпускным экзаменам готовиться было еще рано, но мама решила взять мне репетитора по английскому языку, чтобы держать мой английский в тонусе. Я возражал, ведь я сдал экзамен по английскому языку на отлично, а до этого я был в Англии, где более-менее свободно говорил с местным населением. В общем, я считал, что мой уровень языка достаточно высок. В конечном итоге мы с мамой договорились, что если преподаватель подтвердит мой уровень, то мы ограничимся лишь одним занятием. В противном случае, я буду заниматься 3 раза в неделю.

В назначенный день пришла репетитор. Женщина лет 30, наверно. Её внешность я уже довольно слабо помню. Её звали Анна. В начале нашего урока мы сделали небольшой грамматический тестик. Я его весь быстро и правильно сделал. А оставшееся время мы разговаривали на разные темы на английском. В основном говорил я, она лишь время от времени меня поправляла и подсказывала забывшиеся слова.

После занятия я с мамой выслушали вердикт. Звучал он примерно так: "Уровень у него, вроде, хороший, но он простейшие вещи не знает". И она начала перечислять. Оказалось, я мог не поставить -s после глагола в третьем лице, артикли я расставлял абсолютно случайным образом или забывал про них вовсе, у меня проседала иногда базовая лексика. И это далеко не весь список. Суть была в том, что, хоть я и умел правильно пользоваться сложными грамматическими конструкциями, знал интересные слова и выражения, фундамента у меня не было почти никакого. Пришлось заниматься.

Занятия по сути не содержали ничего сверхъестественного. На занятиях мы занимались лексикой, грамматикой, письмом и т д. На дом она мне задавала пересказ, слова и может быть что-нибудь написать. Но что же меня так заинтересовало? Тут мы и перейдем к методике.

Методика

Что ж, сейчас я могу выделить те самые аспекты занятий, которые сделали их интересными. Которые улучшили мой английский. Которые заинтересовали меня в изучении языков в целом.

1. Объяснения, а не правила. Мы почти не учили никаких правил. По крайней мере в том виде, как они написаны в учебнике. Анна старалась объяснять мне законы языка, а не пыталась мне вбить их в голову. Например, именно от неё я узнал, что артикль "a" означает "one", а "the" - "this", о чем я подробней рассказывал в этой статье. Объяснения и поиск связи и смыслов делали язык более логичным. Язык переставал быть набором дурацких и бессмысленных правил и становился более живых. Более того, такие объяснения добавляли и чувство открытия.

2. Создать вызов. Взять подростка на слабо очень просто. Подростки уж очень хорошо на это ведутся. И это можно очень хорошо использовать в обучении. "На сегодня ты выучил 20 слов, а слабо к следующему выучить 30?" В какой-то момент я учил по сотне слов за пару дней.

3. Пускай говорит о том, что ему интересно. Анна мне каждое занятие задавала сделать минидоклад/пересказ. А тему она всегда предлагала выбрать мне самому. В то время одним из моих главных увлечений была квантовая физика (на уровне попнауки и википедии). Я уверен, что она нифига не понимала в квантовой физике. А вот я с большой радостью готовил доклады про ученых и явления, а потом с неменьшим удовольствием рассказывал их. Ведь представьте, как трудно 15летнему подростку найти, кому рассказать о принципе неопределенности Гейзенберга.

4. Офигительные трустори. Время от времени Анна мне рассказывала всякие истории, как она переводила политиков, работала синхронным переводчиком и о различных курьёзах, связанных с профессией переводчика. Была это ложь или правда, я не знаю. Но для меня это звучало очень круто. А заодно и практическая ценность языка стала мне более понятной.

5. Несделанные домашние задания не всегда плохо. В какой-то момент я перестал делать домашние задания. Я тратил 15 минут перед выходом на слова плюс готовил пересказ, пока ехал в автобусе минут 5. Упражнения я говорил, что делал их устно (хотя я и не делал). И я чувствовал себя таки умным, что могу притвориться, что всё делал, хотя ничего почти не делал. Сейчас я понимаю, что Анна понимала, что я ничего не делал. Но для неё это тоже была победа. То, что я мог с ходу рассказать текст на английском, выучить слова и делать упражнения, для нее было только победой.

Конечно, это не все методы. Но я постарался выделить те, которые оказали на меня, как на подростка, наибольшее влияние.

А что дальше?

В какой-то момент Анна сообщила, что она решила уехать из Москвы и переехать жить в маленький город. В принципе, накопления с репетиторства и доход с фриланса онлайн её хватало для того, чтобы прокормить себя и сына. А суматоха большого города её очень сильно утомляла. И я был действительно расстроен, что занятия придется прекратить.

Эти занятия сильно повлияли на меня. Я полюбил английский язык. Я стал искать логику во всем, изучать этимологию. Потом эта любовь переросла и на другие языки. До этого я и предположить не мог, что я с удовольствием буду учить языки, а сейчас у меня с разными уровнями 4 разных иностранных языка.

А в этом блоге есть статьи по мотивам того, что мы разбирали на занятиях с Анной. Например, публикация про артикли, про have got, про местоимение "ты" в английском, про то, почему о мертвых не говорят в Present Perfect. И это не все. И будут еще. Естественно, все эти темы с тех пор мною изучены подробнее и изложены более правильно. Но тогда для меня это было открытиями.

Анна, если вы случайно читаете этот блог, спасибо Вам!

Если вам было интересно, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Помните, что для Вас это один клик, а для автора это плюс к развитию канала и мотивация писать больше и интереснее.

Спасибо за прочтение!

С уважением,

SonoRusso