Найти тему

Я придумала злодея, нет его страшней и злее

Оглавление

Мы продолжаем разговор о нюансах создания художественного произведения и снова обратимся к теме злодея. В одной из своих статей я уже писала о необходимости врага, который противостоит герою. А сегодня поговорим о проблемах и трудностях, с которым сталкивается автор, создавая образ злодея.

Да, враг может быть внутренним, так же как и конфликт, и борьба с таким врагом не менее значима и интересна. Но сейчас я пишу о создании образа реальной личности. Хочу оговориться, что злодеев в книге может быть много и самых разных, речь не о них, а о самом-самом, о том, кого я называю «главгад».

Главгад или антагонист

Главная задача этого персонажа сделать так, чтобы героям жизнь мёдом не казалась. Именно антагонист заботится о препятствиях на пути к достижению цели. А без них не будет ни интересного сюжета, ни развития характера героя, ни переживаний читателей. Ну, согласитесь, если всё хорошо и комфортно, то зачем геройствовать? А тема простого «маленького человека» сейчас как-то не в моде.

И, наконец, главгад оттеняет героев. На его фоне положительные персонажи становятся ещё более привлекательными, ярче проявляется их характер, появляется стимул для самосовершенствования. Ведь без этого невозможно противостоять злу.

И, да, очень важный момент – сопереживание герою. Чем злее и беспринципнее враг, тем больше сочувствия вызывает положительный персонаж, которому часто на первых порах приходится очень несладко.

Следовательно, проработка образа главгада, не менее важна, чем создание положительных персонажей. Живой, яркий, объёмный злодей необходим, чтобы читатель поверил в его опасность, в то, что герою нужно приложить немалые усилия для борьбы с врагом. Работа над образом антагониста часто связана с рядом трудностей и проблем.

Красный череп в исполнении актера Хьюго Уивинга
Красный череп в исполнении актера Хьюго Уивинга

Отсутствие мотивации

Это, пожалуй, самая распространённая ошибка. Злодей/злодейка стремится испортить жизнь герою и делает ему всяческие гадости. Почему? Просто в силу своего мерзкого характера? Несерьёзно и недостоверно. Это только в сказках может быть абсолютное зло, типа Кощея Бессмертного. А для литературного произведения необходимо продумать мотивацию поступков антагониста. Она может быть нескольких видов.

  • Зависть к тому, чем обладает герой (власть, способности, любовь прекрасной девушки, красота и т. д.)
  • Герой владеет тем, что нужно злодею и не хочет с этим расставаться (артефакт, девушка, престижная должность, успех и т. д.)
  • Герой является для злодея препятствием к достижению цели. И цели эти могут быть очень разнообразные.
  • Месть. Герой чем-то задел, обидел антагониста.
  • Соперничество в борьбе за власть, внимание девушки, обладание какой-то ценностью.

Всё это становится причиной конфликта между двумя персонажами. Конфликт может быть решён и мирным путём, но тут уже начинает работать тот самый мерзкий характер злодея. Он, вместо того чтобы договориться, начинает вредить.

Есть и ещё один вариант. Герою нужно то, чем владеет злодей. Например, Ясон приехал в Колхиду за золотым руном. А царь Колхиды его отдавать не захотел и подверг Ясона разным испытаниям, в которых аргонавту помогла дочь правителя Медея. Но в этом случае Ясон получился так себе герой, да и к царю Колхиды, которого фактически приехали грабить, отношение не как к злодею.

Картинка из свободного доступа.
Картинка из свободного доступа.

Злодей по шаблону

Эта ошибка тоже встречается нередко. Она связана с нежеланием автора тратить время и силы на продумывание образа антагониста, и он склеивает его из кусочков, черт характера, взятых из чужих книг. Причём чаще всего берутся растиражированные черты: коварство, предательство, извращённый ум, злобность, садизм. И получается этакий Франкенштейн. Но шаблонный злодей неинтересен, он не вызывает у читателя доверия, а, значит, и подвиги главного героя тоже не слишком убедительны. Шаблонности образов нужно избегать в любом случае, и злодей не исключение.

Злодей-трансформер

Нередко случается, что в процессе работы над книгой изменяется сама сущность злодея. Он начинает вести себя не так, как задумал автор. О таком своеволии героев я уже писала.

Подобное случается, когда автор слишком увлекается продумыванием образа антагониста, и главгад превращается… Впрочем, на тему этой ситуации у меня случайно родилось стихотворение. У меня все стихи случайные и появляются, когда хотят. Это, например, родилось во время перелёта Москва — Тунис. Короче, вот такая проблема.

  • Я придумала злодея,
  • Нет его страшней и злее.
  • Ненавидит всех людей
  • Мой коварнейший злодей.
  • Только вот беда какая –
  • У него судьбина злая.
  • В детстве был он часто бит,
  • И родными позабыт.
  • Долго плакал он и злился
  • И в злодея превратился.
  • Вот теперь грущу жалея,
  • …И нету у меня злодея.
Энакин Скайукер "Звездные войны".
Энакин Скайукер "Звездные войны".

Знакомая ситуация? Думаю, многие с таким сталкивались, когда злодей с непростым характером становится даже роднее и ближе слишком прямолинейного положительного героя. И он вполне способен перетянуть на себя и сочувствие, и симпатии читателей.

Ну, что я могу сказать? Автор - молодец, живой образ злодея ему удался. Только вот с его конфликтом с главным героем придётся что-то делать. И, да, хороший пример Энакин Скайукер из «Звёздных войн». Я до сих пор сомневаюсь в том, нужно ли было рассказывать так подробно его предысторию.

Вот, вкратце и всё, что я вам хотела сегодня сообщить о злодеях. Хотя тема эта обширная, можно сказать, неисчерпаемая.

До скорой встречи. Думаю, следующей статьёй будет интервью с писательницей. Кому интересно, не пропустите. Ориентировочно статью размещу в пятницу-субботу.