В детстве мои новогодние каникулы неизменно проходили в компании с Дюма и «Тремя мушкетерами». Сериальная экранизация со скрипящим седлом Боярского стала таким же атрибутом праздника как мандарины с конфетами.
«Куда Вас, сударь, к черту занесло?»
«Три мушкетера» - как книга, так и все экранизации, включая каноническую, французскую (1961) с Милен Демонжо от начала и до конца - феерическая сказка. Аккурат под Новый Год. А правды там, пожалуй, ровно столько же, сколько шоколада в яйце «Киндер».
Да, Дюма попал в романтическую эпоху в искусстве. Ему были важны в первую очередь яркие бунтарские характеры. Но с его слов, он использовал реальную историческую подоснову.
Историки были в шоке. Задиры и грубияны, королевские мушкетеры, стали олицетворением добра и справедливости. Все это довольно наглядно промелькнуло в фильме, когда бедного Дартаньяна из-за мелочи вызывают на дуэль все встретившиеся служители Людовика.
«Красавице и кубку, счастливому клинку!»
Население, которое еще пока не испытало «радости общения» с «голубыми плащами», бойцов Людовика уважало, ставя в пример как образец мужественности.
Другая часть, видавшая истинных мушкетеров на улицах, тавернах и домах терпимости, в страхе шарахалась. Эти люди творили полное беззаконие: не только провоцировали упомянутые драки, но и часто не платили по счетам и даже увозили женщин без их воли. Какие уж там слуги короля - приспешники дьявола.
Дюма не постеснялся и в полной мере продемонстрировал их «подвиги» в своем романе.
Высокомерный Атос приговаривает к казни Леди Винтер, даже не разобравшись в ситуации. Сладострастный Арамис целыми каретами соблазняет женщин, при этом мечтая стать католическим священником, Портос фактически живет на иждивении у госпожи Кокнар. А Дартаньян вообще не может отличить хорошее от плохого и радостно служит марионеткой в опасных женских играх. Лишь бы был мнимый подвиг!
«Есть в графском парке черный пруд. Там лилии цветут»
Король, к слову, на подобные проказы своей личной охраны смотрел сквозь пальцы (кроме интрижек королевы, само собой). Чего не скажешь про кардинала, который, потеряв в дуэли собственного брата, жестко карал вспыльчивых гвардейцев. Да и отбор в гвардейцы был более жестким. По заверению историков, охрана Ришелье даже получала большее жалование и самое современное вооружение за счет своего покровителя.
Вообще, именно Ришелье слыл человеком, кому была обязана Франция. Завуалированно это можно видеть и в кино, и в книге: он вел все дела страны, пытался пресекать любовные интрижки королевы с высоким чином враждующей Англии - герцогом Бекингемом.
Кардинал слыл человеком умным, расчетливым и преданным. Работая, как "краб на галере" (с), он так и не нажил себе огромного состояния.
Неформальным лидером бравой "четверки" без сомнения является Атос. И именно граф Де ля Фер, выражая "особое" мнение героев, сожалеет на последних страницах романа, что выбрал не ту сторону.
Оправдания Дюма под занавес?