Раскроем интригу сразу: молодому губернатору, юристу по образованию, довелось совершить то, что не удалось двум его предшественникам. Стоит напомнить: у всех троих нет базового экономического образования.
Более того, Алексей Лебедь до управления регионом был полковником ВДВ, Виктор Зимин управленческим опытом обладал, но в узкой железнодорожной сфере. Оба пребывали в должности два срока подряд. Кроме того, экс-глава имел связи с высокопоставленными чиновниками и умел дружить с успешными бизнесменами. Стоит только напомнить об уплате почти пятимиллиардного подоходного налога одним из владельцев угольных активов.
Их преемник такой выгодной (для него самого и региона в целом) дружбой похвастать не может. Однако именно ему подфартило минимизировать риски инвестиционной деятельности. То-то встрепенутся, узнав это, ярые супротивники нынешнего губернатора, затеявшие процедуры отрешения его от должности. Спешим уведомить как революционно настроенных реформаторов, так и диванных экономистов: это не смысловая галлюцинация. Используемые корреспондентом 19rus.info исходные данные снабжены ссылкой на первоисточники. Кто бы и как бы не относился к Валентину Коновалову, с аналитиками рейтингового агентства с 20-летним стажем исследований не поспоришь.
Из шести составляющих интегрального значения инвестиционного риска кроме экономического, социального, финансового и экологического, наиболее проблемным всегда был управленческий риск.
Если взять за исходный период сравнений 2009 год, то ранг управленческого риска составил 76, финансовый – 70, экономический – 50, экологический – 52, социальный – 31. В рейтинге по итогам 2012 года управленческий риск характеризовался 77 рангом, в 2013 году – 76.
В новейшей истории значение показателя остается почти неизменным: в рейтинге 2018 года управленческий риск оценен 75 рангом. И это по-прежнему наиболее весомый негативный аргумент при социальном риске – 51, экономическом – 53, финансовом – 47, криминальном – 32 и экологическом – 54.
Таким же управленческий ранг остается и по итогам ранжирования инвестиционных рисков в 2019 году. И только в рейтинге по итогам 2020 года эксперты впервые за одиннадцать предыдущих лет поднимают управленческий риск на 7 позиций вверх.
В Сибирском федеральном округе самые выгодные позиции по этому показателю у двух регионов: Новосибирская область имеет управленческий риск 22 ранга, Красноярский край – 46. Заметно ниже ранг Алтайского края – 60, Иркутской области – 65, Томской области – 66, Кузбасса – 67, Хакасии – 68 и Омской области – 69. В аутсайдерах Тува (80) и Алтай (81).
Почему экспертное сообщество оценило управленческий риск губернаторской команды Валентина Коновалова ниже предыдущих его коллег, по большому счету остается загадкой. Возможно, прозрачности бюджетному процессу и инвестиционной политике придал известный факт финансовой несамостоятельности Хакасии: с января 2018 года в республике действует казначейское исполнение бюджета.
Словом, Валентину Коновалову в отличие от Алексея Лебедя и Виктора Зимина удалось смикшировать негативное значение одного из ключевых индикаторов инвестиционной привлекательности региона.
Впрочем, в ежегодном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2020 года местоположение Хакасии не изменилось: она по-прежнему входит в группировку субъектов федерации, у которых «незначительный потенциал и умеренный риск». Кстати, из десяти регионов Сибирского федерального округа этот статус имеет только Хакасия.
"Высоким потенциалом и умеренным риском" располагает в СФО только большой сосед Хакасии – Красноярский край. У Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областей эксперты определили "средний потенциал и умеренный риск". В Алтайском крае, Омской и Томской областях инвестиционный климат еще хуже – «пониженный потенциал – умеренный риск». Алтай и Тува среди аутсайдеров: в первом регионе "незначительный потенциал – высокий риск", во втором дела обстоят еще хуже – «низкий потенциал – экстремальный риск".
Прежде чем ранжировать субъекты федерации по инвестиционному риску, эксперты агентства RAEX напомнили о пагубном влиянии пандемии. В половине регионов инвестиции рухнули, спад оказался бы еще заметнее, если б не спешная реализация федеральными властями пакета антикризисных мер – по оценке Минэкономразвития, рост капитальных расходов консолидированного бюджета в январе–августе составил 34,8%.
На фоне карантинных ограничений отмечаются рост безработицы и снижение ВВП. По данным Росстата, падение ВВП затронуло практически все регионы. Большинство из них были вынуждены для смягчения последствий кризиса и карантинных ограничений прибегать к заимствованиям и рассчитывать на поддержку центра.
И эта тенденция только нарастает. По данным Минфина, за 10 месяцев текущего года объем государственного долга субъектов РФ вырос более чем на 100 млрд рублей, при этом половина регионов показала прирост объема задолженности перед федеральным бюджетом. В целом за январь-октябрь текущего года объем межбюджетных трансфертов вырос на 57,3% к аналогичному прошлогоднему периоду.
Хакасию перевели на казначейское сопровождение за накопленные долги
Надежда Максимова: Из декабрьского федерального транша Хакасии дополнительно выделят более 425,5 млн