1940 год. Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов едет из Москвы в Берлин на советском литерном поезде с западноевропейскими вагонами. Собираем уцелевшие кадры из той поездки.
Паровоз
Нас интересует не политика, а железные дороги, об этом и будет рассказ.
По немецким дорогам поезд шёл под мощным трёхцилиндровым паровозом серии DRB Class 01.10. Обтекаемый корпус, скорость до 150 км/ч — и это паровоз, а не современный электровоз! — и возможность буксировать поезда массой до 500 тонн. Модификации этой серии выпускали вплоть до 1975 года.
Маршрут
Итак, поезд отправился с Белорусского вокзала Москвы. Судя по воспоминаниям участвовавшего в той поездке Бережкова, он отправился из Москвы вечером 9 ноября 1940 года, а прибыл в Берлин утром 12 ноября.
Больше двух суток в пути — это слишком много, даже с учётом смены тележек на границе (в Германии колея другой ширины) и тщательной охраны всего маршрута.
Стоит отметить, что тогда смена тележек была далеко не самой распространённой практикой. Обычные пассажиры при поездках за границу пересаживались при смене колеи в новый состав — и ехали на нём дальше. Но с официальной миссией под строжайшей охраной такой вариант был исключён. Поэтому на границе литерный поезд ждали тележки на европейскую колею.
Итак, поезд ночью и следующим днём проходит по территории Беларуси, и к вечеру подъезжает к границе — вокзалу Эйдтку́нен (сейчас это посёлок Чернышевское в Калининградской области).
Провели даже испытания — и всё же вагоны литерного поезда не проходили по габаритам. Но и пересесть дипломаты не могли — они должны были прибыть в Берлин на советском поезде. Был найден компромисс: дипломаты остались в салон-вагоне, в котором они и ехали, — он был меньше по габаритам. И к поезду прицепили ещё два немецких салон-вагона.
Интересно вот что. Сначала маршрут того поезда по советской территории вполне обычный, по нему можно проехать и сейчас (ну, когда откроют международное сообщение): Москва — Вязьма — Смоленск — Минск — Вильно — Каунас. Эта часть сохранилась в советской кинохронике.
Но вот если сейчас поезда этого направления после Минска уходят на Барановичи — Брест — Варшаву — Познань — Берлин, то тогда — нет.
Как восстановил транспортный эксперт Сергей Сигачёв, скорее всего, поезд шёл так:
Дальше, кстати, у Бережкова получается, что от границы до Берлина по скоростной магистральной дороге под скоростным паровозом они ехали больше 30 часов.
Это маловероятно, поэтому, скорее всего, в дате отправления есть ошибки — не 9, а 10 ноября. И путь Москва — Берлин, соответственно, занял не два с половиной, а полтора дня. Это подтверждается и другими источниками.
На вокзале, понятно, встречали. Оцепление, делегация, вот это всё.